Независимая товароведческая экспертиза

Заключение эксперта №97/2015

20.12.2015 г. в  « Бюро U » от Лунного районного суда г. Санкт-Петербурга в лице судьи Фроловой А.Н. при секретаре Васильевой О.Е. поступило определение от 01.12.2015 г. о назначении судебной товароведческой экспертизы.

На разрешение экспертов поставлен следующий вопрос

Какова была на момент прекращения брачных отношений (15.07.2013 г.) рыночная стоимость проданного ответчиком автомобиля Nissan NP300, 2008 г. выпуска, идентификационный номер (VIN) RRRSSSZZZZ55R5555555, паспорт транспортного средства 22УУ №952698 от 01.12.2008 г.?

На исследование представлены

Материалы гражданского дела № 8-7645/2015.

Исходные данные

Объект исследования - NISSAN NP300, тип – пикап, категория – В, дата выпуска - 2008 г., идентификационный знак VIN - RRRSSSZZZZ55R5555555, № шасси - RRRSSSZZZZ55R5555555, мощность двигателя, л.с. – 133, пробег автотранспортного средства, км - 56 000 (расчетный), КПП – механическая, привод – полный, вид используемого топлива – дизель, ПТС - 22УУ №952698.

 

Методы исследования

Сравнительный  и затратный методы определения стоимости ТС.

 

Исследование

При оценке АМТС могут быть использованы следующие подходы:
  • Доходный.

Доходный подход основывается на принципе ожидания, который гласит, что все стоимости сегодня являются отражением будущих преимуществ. При применении данного метода анализируется возможность имущества генерировать определенный доход, который обычно выражается в форме дохода от эксплуатации и дохода от возможной продажи в конце периода владения.
Доходный подход в основном используется для экспертизы предприятий, производственных комплексов и других объектов бизнеса. В связи с тем, что понятие дохода связывается с конкретным производством или оказанием услуг, то доходный подход малоэффективен при оценке отдельных видов средств труда, включая АМТС, которые, как правило, являются элементами системы, приносящей доход.  Данный метод экспертизы в классическом виде, по мнению эксперта, не может быть применен по отношению к рассматриваемому объекту в связи с тем, что объект экспертизы не может быть использован в качестве "доходного" объекта.

  • Затратный.

Затратный  наиболее успешно используется при оценке переоборудованных, эксклюзивных, раритетных АМТС, их комплектующих. Кроме того, затратный подход успешно используется для корректировки стоимости объектов, имеющих незначительные повреждения (дефекты) или имеющих дополнительное оборудование или при отсутствии некоторых элементов базовой комплектации (некомплектность). При оценке АМТС, их комплектующих по цене однородного объекта вначале необходимо определить стоимость воспроизводства нового аналогичного объекта, т.е. сумму затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения экспертизы, на создание нового объекта, идентичного объекту экспертизы, с применением идентичных материалов и технологий. Затем полученная стоимость корректируется с учетом физического износа, стоимости устранения аварийных дефектов, функционального износа и экономического устаревания, дополнительной утраты товарной стоимости: Сt = Ц0 - Сфиз - Сдеф - Сф - Сэ – УТС, где Ц0 – стоимость воспроизводства нового аналогичного АМТС, руб.; Сфиз– утрата стоимости из-за естественного физического износа, руб.; Сдеф– стоимость устранения аварийных дефектов, руб; Сф– потеря стоимости из-за функционального износа, руб.; Сэ– потеря стоимости из-за экономического устаревания, руб.; УТС– дополнительная утрата товарной стоимости, руб. Экономического устаревания  в данном случае не выявлено.
Стоимость аналогичного нового автомобиля NISSAN NP300 по информации официального дилера марки NISSAN в Санкт-Петербурге - "X - Центр" на дату определения стоимости, составляет с учетом НДС 1 120 000 руб.

 

Сфиз = Цо * Итр = 1120000 * 28.6% = 320320 руб.; Сдеф = 0 руб. (не рассчитывается);
Сф = Цо * Им = 1120000 * 10% = 112000 руб.; Сэ = Цо * Иэ = 1120000 * 0% = 0 руб.
УТС = 0 руб. (только у поврежденных транспортных средств, сроком службы до 3 лет)
 

       СТОИМОСТЬ исследуемого автомобиля рассчитанная  ЗАТРАТНЫМ ПОДХОДОМ составляет: Сиз = 1120000 - 320320 - 0 - 112000 - 0 - 0 = 687 680 руб.

 

  •        Сравнительный.

Сравнительный подход наиболее предпочтителен по сравнению с другими подходами при определении рыночной стоимости АМТС и их комплектующих, в том числе аварийных, не подлежащих восстановлению, крупносерийного и массового производства, имеющих, как правило, развитой рынок, что дает возможность эксперту выбрать достаточное по статистическим критериям количество аналогов. Сравнительный подход наиболее эффективен при использовании статистических методов при сборе и обработке стоимостной информации.

Эксперт определяет и анализирует рынок, к которому относится объект экспертизы, его историю, текущую конъюнктуру и тенденции, а также аналоги объекта экспертизы и обосновывает их выбор. Автомобили NISSAN NP300 на вторичном рынке имеют довольно значительный объем предложений и соответственно спроса.
При выборе аналогов эксперт руководствовался требованиями стандартами экспертизы, определяющие аналоги как сходные по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам объекту экспертизы объекты, цена которых известна из сделки, состоявшейся при сходных условиях.


К ценам аналогов были сделаны следующие поправки:

  • Поправка на передаваемые права: у объекта экспертизы и у всех аналогов право собственности на транспортное средство – поправки не требуется.
  • Поправка на условия финансирования - приведенные цены предложений предусматривают единовременный платеж – поправки не требуется.

     

Поправка на условия сделки - все аналоги – цены предложения, которая, как правило завышена в связи с наличием спроса на аналогичные автомобили и может превосходить реальную на 1-15% в зависимости от стоимости автомобиля. На основании консультаций со специалистами была принята величина поправки на характер цены в размере 5%- количество предложений автомобилей данной марки на рынке СПб значительное, а также довольно велик спрос, и скидка зачастую предоставляется, однако довольно высокая стоимость объектов - аналогов не позволяет сделать большую в процентном соотношении корректировку.

  • Поправка на условия рынка - приведенные аналоги - предложения к продаже на август 2014 г. - поправки не требуется.

Исходя из описания аналогов, к наиболее значимым факторам, влияющим на цену легкового автомобиля, является год выпуска, пробег, принадлежность, комплектация, цвет, техническое состояние и состояние шин, АКБ и ЛКП. Часть характеристик (принадлежность, комплектация и состояние, тип и объем двигателя и КПП) одинакова у аналогов и объекта экспертизы, что говорит о правильности подбора аналогов. При корректировке цен аналогов на дату выпуска и пробег, эксперт рассчитывал для каждого аналога износ. Проанализировав имеющиеся результаты, эксперт пришел к выводу, что между величинами откорректированной стоимости и коэффициентами износа объектов - аналогов существует явная взаимосвязь. Величина износа 28.6% соответствует стоимости объекта, равной 670 028 руб. Коэффициент корреляции между группами значений величин откорректированной стоимости и коэффициентами износа объектов - аналогов, составляющий 0.496 позволяет охарактеризовать полученный результат как достоверный и не вызывающий сомнений.

Выводы

Таким образом, СТОИМОСТЬ исследуемого автомобиля, рассчитанная  СРАВНИТЕЛЬНЫМ ПОДХОДОМ, составит 670 028 рублей.
Результаты расчетов, использованных в настоящем отчете методов к оценке, отличаются друг от друга менее чем на 10 %. Действительная рыночная стоимость исследуемого автомобиля находится в пределах от 670 028 до 687 680 рублей.

РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ автомобиля NISSAN NP300 по состоянию на 01.08.2013 года с учетом НДС: 687 680 * 0.4 + 670 028 * 0.6 = 677 089, или округленно: 677 100 руб.