Психолого-педагогические экспертизы и исследования

В бракоразводных процессах часто между супругами возникают споры, связанные с определением места жительства детей и графика общения с ребенком отдельно проживающего родителя. Если супруги не могут договориться между собой по этим вопросам, то они обращаются в суд, который решает возникшие разногласия с учетом интересов несовершеннолетних детей. С целью обеспечения несовершеннолетнему ребенку оптимальной развивающей среды в условиях распада семьи необходимы специальные знания в области психологии и педагогики. Опытные эксперты оценивают психологические особенности ребенка и его родителей, а также особенности взаимоотношений между ребенком и каждым из родителей (так называемые детско-родительские отношения), которые отражают в заключении. Это дает возможность принять решение, проживанием с каким из родителей будет максимально отвечать интересам гармоничного развития личности ребенка; оценить, есть ли риски для ребенка при общении с кем-либо из родителей и если есть, то какие они повлекут ограничения в общении с ребенком.

Помимо бракоразводных споров психолого-педагогическая экспертиза применяется в судебных процессах, связанных с лишением родительских прав.  

За последние несколько лет данный вид экспертизы стал невероятно востребованным по той простой причине, что судебная система начала осознавать, что вопрос судьбы ребёнка не может опираться исключительно на юридические и экономические соображения. Для комфортного и гармоничного развития ребёнка необходимо проведение исследования внутрисемейного взаимодействия. 

Как правило, узнать об истинном положении вещей в семье можно именно благодаря непосредственному общению специалиста с ребёнком. В ходе беседы дети не осознавая транслируют усвоенные родительские установки, а также отношение родителей к своему дитя. Для проведения диагностики состояния ребёнка и семейных взаимоотношений применяются не только беседы, но и различные тесты, сказкотерапия и творческие задания. В ситуации, когда ребёнок старше 10-летнего возраста изъявляет желание проживать с конкретным родителем, экспертам также необходимо проверить является ли это его собственным желанием, или же это результат оказываемого психологического давления на ребёнка. В ситуациях с более младшим возрастом необходимо учитывать, что, как правило, дети выбирают того родителя, который вызывает у них больше страха. Когда ребёнок ведёт себя по отношению к одному из родителей враждебно, специалист должен установить истинный характер и причину такого отношения, ведь во многих случаях в бракоразводном процессе супруги могут настраивать ребёнка против друг друга.

Также изучается и вторая сторона этих отношений, то есть, родители, их личностные характеристики и предпочитаемый способ воспитания или дисциплинарного воздействия. Необходимо оценить возможность удовлетворения конкретным человеком нужд и потребностей ребёнка. Кроме того, необходимо определить есть ли у супругов или их детей признаки социальной дезадаптации и степень привязанности друг к другу. В некоторых ситуациях в экспертизе принимают участие не только родители, но и ближайшие родственники, например, бабушки, дедушки, отчим или мачеха. Особое внимание в экспертизе уделяется определению наличия нарушений поведения.

Существует точка зрения, что девочки правильнее воспитываются мамой, а мальчики – папой. Однако, не существует достаточной доказательной базы для этого, и один только пол не может служить достаточным основанием для определения опекуна. Куда важнее в данном случае отношения между ребёнком и родителем, а также их чувствительность к поло-ролевым потребностям.

Специальная подготовка наших экспертов помогает не только проводить психологические исследования, но также и рецензировать работу других специалистов. Это бывает полезным в тех случаях, когда иная кампания провела экспертизу, которая вас не устроила, и которую вы хотите опровергнуть.

Какие вопросы могут быть рассмотрены в процессе экспертизы?
  • Какими личностными особенностями обладает родитель?
  • Каков уровень привязанности между родителем и ребёнком?
  • Какой уровень психического развития у ребёнка? Его уровень адаптации?
  • Соответствует ли биологический возраст психологическому возрасту ребёнка?
  • Оказывает ли родитель психологическое давление на ребёнка?
  • С кем в действительности хочет проживать ребёнок?
  • Усвоил ли ребёнок нормы поведения для своего возраста?
  • Являются ли внутрисемейные отношения комфортными для ребёнка?
  • Необходим ли запрет контакта ребёнка с родителем?

Своевременное оформление психологического заключения – это одно из важнейших доказательств во многих проблемных ситуациях. Заключение эксперта способно сыграть решающую роль при рассмотрении дела в суде.


КЕЙСЫ:

  1. Психолого-педагогическое исследование семьи Сергеевых
  2. Вопросы психологической экспертизы