Вопросы психологической экспертизы

Вопросы психологической экспертизы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА  № 89/2015
НА РАЗРЕШЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА ПОСТАВЛЕНЫ ВОПРОСЫ:

1. Каковы индивидуально-психологические особенности несовершеннолетней Петровой Анны Алексеевны, 09.09.2012 г.р.; соответствует ли ее развитие возрастному этапу?

2. Каково отношение несовершеннолетней Петровой Анны Алексеевны, 09.09.2012 г.р., к матери, Петровой Зинаиде Степановне, и степень привязанности к ней?

3. Каково эмоциональное состояние Петровой Анны Алексеевны, 09.09.2012 г.р., и с чем оно может быть связано?

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА:

Обстоятельства дела известны из беседы, наблюдения, проведения психологического исследования Петровой Анны Алексеевны, 09.09.2012 г.р.

ЛИТЕРАТУРА:
  1. Аминов И.И. Юридическая психология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 271 с.
  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ в редакции от 02.10.2013.
  3. Диагностика здоровья. Психологический практикум /под ред. проф.Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2012. – 950 с.
  4. Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза: теория и практика. Избранные труды. - М.: Генезис, 2010. - 352 с.
  5. Кулганов В.А., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Основы клинической психологии. Учебник для вузов. – СПб.: ПИТЕР, 2013. – 456 с.
  6. Лубовский Д.В. Применение диагностического комплекса проективного интервью в работе детского психолога-практика. М., 1992.
  7. Макушкин Е.В., Дозорцева Е.Г., Бадмаева В.Д., Чибисова И.А., Терехина С.А., Ошевский Д.С., Сыроквашина К.В. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних: Методические рекомендации. М.: ФГУ «ГНЦССП им. В.П.Сербского» Минздравсоцразвития России, 2011. – 28.
  8. Международная классификация болезней (МКБ-10) (Введена приказом Минздрава РФ от 27.05.97 г. №170
  9. Медицинская и судебная психология. Курс лекций: Учебное пособие /под ред. Т.Б.Дмитриевой, Ф.С.Сафуанова. – М.:Генезис, 2005. – 606 с.
  10. Панасюк А.Ю. Судебная психология: Избранные лекции. — М.: Норма, 2007. — 160 с.
  11. Романов В.В. Юридическая психология. – М.: Юристъ, 2005. – 588 с.
  12. Росинская Е.Р., Галяшина Е.И. Настольная книга судьи: судебная экспертиза. – Москва: Проспект, 2012. – 464.
  13. Сафуанов Ф.С., Харитонова Н.К., Русаковская О.А. Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка. – М.: Генезис, 2011. – 192.
  14. Судебная экспертиза: типичные ошибки. Под ред. Е.Р. Россинской, М.: Проспект, 2012, стр. 183.
  15. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"
  16. Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология. Учебное пособие - Москва: Флинта, 2011. - 320 с.
  17. Шапарь В.Б., Тимченко А. В., Швыдченко В.Н., Практическая психология -Инструментарий, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002.
  18. Шляпникова А.И. Проективные методики психодиагностики. Учебное пособие //Под ред. Е.Л. Соддатовой. - Челябинск: Из-во ЮУрГУ, 2005. - 71 с.
  19. American Psychiatric Association «Diagnostic and statistical manual of mental disorders, Fourth Edition, Text Revision: DSM-IV-TR». — Washington, DC: American Psychiatric Publishing, Inc., 2000. — ISBN 0890420254.
В ИССЛЕДОВАНИИ ПРИМЕНЯЛИСЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДЫ:

Психологическое наблюдение, беседа; методика «Семейная социограмма» Э.Г. Эйдемиллера(в модификации Т.В. Румянцевой), методика Дембо – Рубинштейна «Лестница» (в модификации В.Г.Щур), методика исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений Рене Жиля

1) Методика «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллера, в модификации Т.В.Румянцевой). Методика «Семейная социограмма» относится к рису­ночным проективным тестам. Она позволяет выявить семейную модель партнеров, динамику семейных взаимо­отношений, положение человека в системе межличностных семейных отношений и, кроме того, определить уровень его близости—отчужденности во взаимоотношениях.

Исходные положения интерпретации:

  1. Круг является символом, графической моделью се­мейного пространства человека. Границы круга — семейные границы. Кружки символизируют личностное пространство членов семьи.
  2. Величина кружков отражает особенности самооценки и значимости членов семьи с точки зрения автора рисунка. Разница в величине кружков у членов семьи говорит об их разной значимости в глазах испытуемого.
  3. Расположение кружков в пространстве тестового поля круга и по отношению друг к другу выявляет положение чле­нов семьи в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье.
  4. Расстояние между кружками показывает особенности психологической дистанции между членами семьи, выявляет их уровень близости—отчужденности (слияния—отдельности).
  5. Анализ рисунков семьи в прошлом, настоящем и будущем у обоих партнеров дает информацию об их инди­видуальных моделях семьи, ее трансформациях, а также поз­воляет сделать прогноз относительно совместимости данных семейных моделей.
Ключевыми показателями содержательного анализа результатов выполнения теста являются следующие:
  1. число членов семьи, попавших в площадь круга;
  2. соотношение величины кружков;
  3. расположение кружков относительно друг друга;
  4. дистанция между кружками.

Оценка результатов.

При оценке результата по первому показателю сопоставля­ется число членов семьи, изображенных клиентом, с реальным. Так, член семьи, с которым клиент находится в конфликтных отношениях, может не попасть в большой круг. В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.

Далее обращается внимание на соотношение величины кружков. Больший по сравнению с другими кружок говорит о большей значимости данного члена семьи, о его доста­точной или завышенной самооценке, меньший - о меньшей значимости и пониженной самооценке с точки зрения автора рисунка.

Третий показатель — расположение кружков в площади тестового поля круга и по отношению друг к другу. Располо­жение клиентом своего кружка в центре может говорить об эгоцентрической направленности личности, а помещение себя внизу, в стороне от кружков, символизирующих других членов семьи, может указывать на переживание эмоциональной от­верженности. Наиболее значимые члены семьи изображаются в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.

Расстояние между кружками интерпретируется следую­щим образом. Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении этого члена семьи. «Слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, говорит о недифференцированности «Я» у членов семьи, наличии симбиотических связей.

2)Методика Дембо – Рубинштейна в модификации В.Г.Щур «Лестница».

Цель этой методики – исследование уровня самооценки младшего школьника и систему оценивания детей взрослыми. Принцип методики Дембо – Рубинштейна сопоставление себя с окружающими по заданному критерию (добрый, умный, красивый, сильный, здоровый, аккуратный). Однако вместо отрезка прямой В.Г Щур предлагает использовать лесенку.

Процедура исследования для детей состоит в том, что каждый испытуемый на лесенке соответствующей определенной категории самооценки должен отметить значком «Я» ту ступеньку, на которой он находится. Далее он должен значком «В» (взрослые) отметить ту ступеньку, на которой по его мнению находятся близкие ему взрослые люди. Методика состоит в том, что ребенок должен обозначить свои показатели на отрезках в параметрах «умный», «сильный», «красивый», «добрый». Таким образом, по результатам мы сможем определить не только самооценку, но и понять, соответствует ли она восприятию родителей своего ребенка.

3) Методика исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений Рене Жиля представляет собой форму, переходную между анкетой и проективными тестами. Стимульный материал этой методики состоит из 42 картинок с изображением детей и детей и взрослых, направленных на выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, актуальных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Рисунки схематичны, изображают, скорее, соотношение позиций людей, нежели их эмоциональный настрой, что, по мнению И.Н.Гильяшевой и Н.Д.Игнатьевой, “облегчает идентификацию испытуемого с тем или иным персонажем, позволяет предположить у него любое эмоциональное выражение лиц.

Методика дает возможность описать систему личностных отношений ребенка, складывающуюся из двух групп переменных:

1. Показатели, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми. В нашем случае нас интересуют отношения ребенка с отцом.

2. Показатели, характеризующие особенности самого ребенка: любознательность; стремление к доминированию в группе; стремление к общению; социальная адекватность.

Ребенку показывают картинку и предлагают на ней найти для себя место среди изображаемых людей: он либо занимает свободное среди персонажей место, либо идентифицирует себя с одним из них. А в приводимых словесных описаниях ситуаций ребенку предлагают выбрать из перечня типичных форм поведения то, которое наиболее подходит ему самому. Традиционно с помощью этой методики пытаются получить информацию об отношении ребенка к окружающим его людям и способам их взаимодействия и выяснить наиболее характерные варианты поведения в типичных для ребенка ситуациях. На основе этой информации судят о достаточно широком круге личностных особенностей ребенка: степени любознательности, выраженности стремления к контактам с людьми, отгороженности от них, к доминированию или ведомости, активности или пассивности, степени социальной адаптированности, фрустрированности, агрессивности. Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:

По результатам наблюдения, беседы и психологического исследования выяснилось следующее:

           Вопрос 1.

Анна пришла на исследование с папой – Петровым Алексеем Германовичем, и бабушкой – Зинченко Ольгой Павловной. Адаптировалась в незнакомой ситуации исследования, заинтересовалась процедурой исследования. Эмоциональный фон у ребенка неровный, отмечается тревога и беспокойство, повышенная отвлекаемость внимания, снижение памяти на протяжении всего наблюдения и беседы из-за ее беспокойства о маме – Петровой Зинаиде Степановне, и постоянных мыслей о ней. К незнакомым людям относится доброжелательно. В контакт вступает охотно, наблюдает за психологом. Высказывает желание к взаимодействию с мамой, которой ей так не достает, с папой и бабушкой.

В процессе обследования участвует в беседе. Инструкции понимает и выполняет. В целом мотивация к выполнению заданий неустойчивая. Мышление преобладает наглядно-действенное мышление с элементами наглядно-образного мышления: привлекают манипуляции с рисованием и игрушками. Отмечаются элементы ролевой игры. Словарный запас достаточный, соответствует возрастному этапу развития. Речь в целом грамматически правильная. Общая осведомленность и бытовые навыки соответствуют возрастной норме.

Интересуется материалами психолога: перебирает цветные картинки, играет с игрушками. Задает вопросы. Внимание и память непроизвольны: концентрация на ярких, эмоциональных событиях. Для восприятия Анны характерно использование простых сенсорных эталонов (геометрические формы, цвета).

Высказывает желание находится с мамой, которой ей очень не хватает. Самооценка адекватная средняя (беседа, наблюдение).

При выполнении методики «Лесенка» Анна поставил на первую ступеньку маму – Петрову З.С., и рядом с ней себя и папу, затем на вторую ступеньку бабушку Свету и дедушку Рому (родителей мамы), что свидетельствует о ее высокой адекватной самооценке и очень высокой привязанности в первую очередь к маме, а затем к папе; при этом для нее важны и отношения с бабушкой и дедушкой.

Анне сейчас очень не хватает общения и поддержки мамы, что вызывает повышенную тревожность и беспокойство; она постоянно думает о ней, что мешает ее полноценному формированию, у нее также снизилась социально-психологическая адаптация.

На момент обследования Анна в психолого-педагогическом плане соответствует своим возрастным нормам. Признаков задержки психического развития не обнаружено.

У Петровой Анны Алексеевны, 09.09.2012 г.р., выявляется интеллектуальный уровень, соответствующий нормам данного возрастного периода. Запас знаний и умений соответствует возрастной норме. В то же время – непосредственность чувств и поведения, потребность в глубокой привязанности и любви, в первую очередь к маме – Петровой З.С.

Таким образом, в ходе психологического исследования у Петровой Анны Алексеевны, 09.09.2012 г.р., выявляется интеллектуальный уровень, соответствующий нормам данного возрастного периода. В целом когнитивные, эмоциональные, мотивационные и поведенческие характеристики Петровой Анны Алексеевны, 09.09.2012 г.р., имеют уровень развития в пределах средних значений и соответствуют возрастному этапу развития. В то же время эмоциональный фон у ребенка неровный, отмечается тревога и беспокойство, повышенная отвлекаемость внимания, снижение памяти на протяжении всего наблюдения и беседы из-за ее беспокойства о маме – Петровой З.С., и постоянных мыслей о ней.

 

Вопрос 2.

При выполнении методики «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллера, в модификации Т.В. Румянцевой) Анна отразила в нарисованном кругу последовательно сначала кружком наибольшей величины маму, затем кружками меньшей величины – себя рядом с мамой, затем папу, бабушку Свету и дедушку Рому (родителей со стороны мамы), бабушку Олю и дедушку Германа (родителей со стороны папы), что свидетельствует о ее высокой привязанности в первую очередь к маме – Петровой Зинаиде Степановне.

Для нее очень важную ценность в плане общения имеют также папа, бабушки и дедушки.

Результаты выполнения методики исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений Рене Жиля Катей показали следующее:

Количество выборов Анной при выполнении методики Рене Жиля в отношении родителей как четы составило 65,7%, что значительно выше возрастной нормы (36%). Анна воспринимает родителей как пару, у нее сформирован образ семьи как целого, состоящего из мамы, папы и ее самой.

Самой значимой фигурой для Анны является мама – количество выборов в отношении нее составляет 44%. Такой результат значительно превышает возрастную норму (24%) и свидетельствует о высоком авторитете мамы и сильной привязанности Анны к ней. Количество выборов в отношении папы составило 36%, что также выше возрастной нормы (12%), количество выборов в отношении бабушки составило 17%, количество выборов в отношении дедушки – 23%, а в адрес друзей – 20%, что соответствует норме.

Таким образом, Анна очень привязана к маме, ей очень не хватает общения с ней, все ее мысли заняты мамой, из-за чего она стала повышено тревожной, беспокойной.

Привязанность можно определить, как эмоциональный вид общения, характеризующийся позитивной установкой на объект привязанности и зависимостью от него. Можно сказать, что привязанность – это форма эмоциональной коммуникации, основанная на удовлетворении взрослыми формирующихся потребностей ребенка в безопасности и любви.

Такое поведение Анны и ее большая привязанность к маме может быть связана с достаточно продолжительным, устойчивым и теплым контактом мамы с ребенком. Анна, пользуясь поддержкой и защитой мамы, приучается быть активной и уверенной в себе; отсутствие такой поддержки создает кризис в душе Анны, что ведет к нарастанию беспокойства, тревоги, страха, депрессии, снижению у нее самочувствия, активности и настроения, а также с высокой долей вероятности ведет к формированию у нее посттравматического стрессового расстройства из-за потери общения с высокозначимым близким человеком - мамой.

 

Вопрос 3.

У Анны отмечается тревога и беспокойство, повышенная отвлекаемость внимания на протяжении всего наблюдения и беседы из-за ее беспокойства о маме, и постоянных мыслей о ней.

Также были отмечены изменения самочувствия, активности и настроения у Анны.

 Анна очень привязана к маме, ей очень не хватает общения с ней, все ее мысли заняты мамой, из-за чего она стала повышено тревожной, беспокойной.

Из-за отсутствия общения Анны с мамой у нее отмечается нарастание беспокойства, тревоги, страха, депрессии, снижение самочувствия, активности и настроения; это также может с высокой долей вероятности вести к формированию у нее посттравматического стрессового расстройства из-за потери общения с высокозначимым близким человеком - мамой.

Так, для Анны характерны: навязчивые состояния, сопровождающиеся болезненными эмоциями (депрессия, тревога, страх, беспокойство), когда она вновь и вновь очень ярко и глубоко переживает травмировавшее его событие – потерю общения с мамой, это событие словно внедряется в ее повседневную жизнь; реакции избегания (она избегает ситуации, которые напоминают ей о травмирующем событии - потере общения с мамой). У нее имеются проблемы с концентрацией внимания и памятью. Из-за частых кошмарных сновидений появилась бессонница (симптомы повышенной раздражительности) (неспецифическая симптоматика).

Таким образом, у Анны отмечаются все признаки начинающегося посттравматического стрессового расстройства — расстройства, возникшего в связи с потерей общения с мамой, и характеризующегося повторными эпизодами переживания обстоятельств этой ситуации, снижением уровня эмоционального реагирования и дисфорическим возбуждением. Код по международной классификации болезней (МКБ-10) F43.1 Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТРС).

Критерии ПТСР в DSM–IV (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders — Руководство по диагностике и статистике психических расстройств) определены следующим образом:

 (1) потерпевший находился под воздействием экстремальной ситуации, и ее реакция проявлялась страхом, беспомощностью и ужасом (имеются у Анны);

(2) травмирующее событие повторно переживается, по меньшей мере, одним из следующих способов: 2.1 навязчивые воспоминания о событии (имеются у Анны); 2.2 повторяющиеся кошмарные сновидения о пережитом событии (имеются у Анны); 2.3 действия или ощущения, копирующие чувства и поведение при когда-то пережитой травмирующей ситуации (включая ощущение воссоздания пережитого) (имеются у Анны); 2.4 возникновение фобических реакций под влиянием внешних или внутренних раздражителей, символизирующих или напоминающих какой-либо аспект травмирующего события (имеются у Анны); 2.5 физиологические реакции (тахикардия, потливость и т.д.) под влиянием внешних или внутренних раздражителей, символизирующих или напоминающих какой-либо аспект травмирующее события (имеются у Анны);

(3) избегание ситуаций, связанных с травмой, о чём свидетельствует, по меньшей мере, 3 симптома из следующих: 3.1 попытки избежать мыслей, ощущений или разговоров, связанных с психотравмой, из-за которой она потеряла возможность общаться с мамой (имеются у Анны); 3.2 попытки избежать действий, мест или людей, которые вызывают воспоминания о психотравме (имеются у Анны); 3.4 выраженное снижение интереса к ранее значимым видам деятельности (игре и обучению) или участию в них (имеются у Анны); 3.5 ощущение отстранённости или отчуждённости от окружающих (имеются у Анны); 3.6 снижение уровня эмоционального реагирования; 3.7 ощущение отсутствия перспективы в будущем;

(4) устойчивые проявления повышенного возбуждения (отсутствовавшие до психотравмы), о чём свидетельствует не менее 2 симптомов из следующих: 4.1 нарушение сна (имеются у Анны); 4.2 раздражительность или вспышки гнева; 4.3 нарушение концентрации внимания (имеются у Анны); 4.4 чрезмерная настороженность (имеются у Анны); 4.5 усиленная реакция вздрагивания при испуге (имеются у Анны);

(5) продолжительность расстройства - более 20 дней (имеются у Анны);

(6) социально-трудовая и учебная дезадаптация (имеются у Анны).

В соответствии с современными данными, роль психической травмы в развитии посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) рассматривают причинной, провоцирующей, патопластической. При этом психическая травма является первичным и специфическим этиологическим компонентом.

В основе современных психофизиологических подходов патогенеза ПТСР лежит теория стресса Селье Г. Центральным положением ее концепции является гомеостатическая модель самосохранения организма и мобилизация ресурсов для реакции на стрессор. Этот синдром в своем развитии проходит три стадии: 1) реакцию тревоги, 2) стадию резистентности, 3) стадию истощения.

В настоящее время Анна находится в стадии стрессового истощения из-за тяжелой психотравмы, полученной в результате кризиса потери общения с высокозначимым и близким человеком – мамой – Петровой Зинаидой Степановной, что мешает ее полноценному развитию и социально-психологической адаптации.

 

Психолого-педагогические экспертизы и исследования