Вопросы автороведческой экспертизы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ № 123
об авторстве Сидорова Е.О. в протоколах допросов

Исследование проведено на основании запроса адвоката Селезнева Виктора Григорьевича.

НА РАЗРЕШЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОСТАВЛЕН ВОПРОС:

1. Является ли Сидоров Е.О. автором текстов допросов, с учетом стилистики их изложения?

ДОКУМЕНТЫ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ:
  1. Копия допроса подозреваемого Сидорова Е.О. с 17.30 до 18.30 от 01.07.2015 г.  
  2. Копия дополнительного допроса подозреваемого  Сидорова Е.О.  с 22.21 до 23.56 01.07.2015 г.
  3. Копия допроса обвиняемого Сидорова Е.О. с 12.21 до 13.11 от 15.08.2015 г.
  4. Копия дополнительного допроса обвиняемого Сидорова Е.О. с 15.23 до 17.00 от 29.08.2015 г. 
  5. Копии писем Сидорова Е.О. Трофимовой З.О. №5678 от 15.11.2015 г., №6789 от 20.11.2015 г., №7890 от 25.11.2015 г., №8900 от 25.11.2015 г.
ОБЪЕКТ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ НА ИССЛЕДОВАНИЕ:

Объектом исследования является представленные для анализа копии вышеуказанных документов.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА:

Известны специалистам в объёме, изложенном в  представленных материалах.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования:

-структурно-семантический - при выявлении и описании различных способов вербализации исследуемого речевого акта;

-интерпретационный - при анализе способов и закономерностей репрезентации речевого акта;

-прагматический - при анализе реализуемых интенций (в том числе перлокутивных), представленных в речевом акте; сравнительно-обобщающий - при обобщении полученных результатов выборки коммуникативных контекстов по способам проявления речевого намерения;

-метод дискурс-анализа, который понимается нами как «интегральная сфера изучения общения с точки зрения его формы, функции и ситуативной социально-культурной обусловленности», метод когнитивного анализа, методы риторического и стилистического анализа, структурно-психологический анализ содержания общения, анализ содержания общения при помощи интент-анализа.

          Интент-анализ – исследование, направленное на реконструирование намерений говорящего по его речи; раскрытие подтекста. В речи находит отражение внутренний мир говорящего – содержание его мыслей, восприятия, знания, эмоции, оценки, отношения к людям, событиям, многое другое. Изучение проявления психики в речи.

          В целом исследование представленного материала  проводилось в соответствии с методиками производства лингвостилистического, текстологического, лексико-семантического, семантико-синтаксического, структурно-семантического, контекстуального анализа русскоязычного текста, а также  интент-анализа, т.е. экспертного оценивания целевой, или интенциональной, направленности речи человека, выраженной в конкретном тексте контент-анализ, которой направлен для изучения содержания текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ:

          Когда человек привлекается как подозреваемый или обвиняемый, то в его жизни происходят резкие перемены, это касается социального статуса, так же значительно сужаются социально-ролевые функции, происходит сдвиг в психике, который может усугубиться при условии изолированности.
          У одних людей при аресте повышается степень тревожности, появляются такие чувства как: обреченность, безысходность, отчаяние и полная зависимость от лиц, которые осуществляют правосудие, у других же людей арест может вызвать такие чувства как: агрессивность, озлобленность и активное сопротивление правосудию.
В наиболее критичном психическом состоянии находится невиновное лицо, привлеченное к уголовной ответственности. Неожиданная беда, случившаяся с ним, в резкой форме нарушает его психику, вызывает странности в поведении, которые малоопытный следователь может расценить как “улики поведения”. В значительной степени, когда резко снижаются защитные возможности, может быть повышена странность поступков обвиняемого по защите самого себя. В своём стремлении выйти поскорее из этого тягостного состояния, невиновный способен даже сам себя оговорить.
Как много общего, так и много значительных отличий между собой имеют допросы подозреваемого и обвиняемого, это связано, в первую очередь, с разным процессуальным положением этих лиц.

          Допрос подозреваемого. При допросе подозреваемого, который производится на ограниченной исходной информационной базе и в условиях острого дефицита времени на его подготовку, следователь еще не располагает достаточными изобличающими доказательствами. Это обязывает его применять многовариативную тактику допроса.

          Допрос обвиняемого. Прежде всего, следует сказать, что ответ обвиняемого на вопрос, признает ли он себя виновным, не должен ни в коей мере влиять на полноту, всесторонность и объективность расследования уголовного дела.

          В начале допроса обвиняемому необходимо подробно разъяснить существо предъявляемого обвинения, санкции соответствующей нормы УК, процессуальные права на защиту.

          Обычно считается, что допрос приобретает бесконфликтный характер, если обвиняемый признает себя виновным. Однако признание может быть обусловлено желанием обвиняемого уйти от ответственности за другие, более тяжкие преступления или другими мотивами, и бесконфликтность окажется лишь иллюзией.

          Признание обвиняемым своей вины не является исключительным, наиболее “сильным” доказательством, оно не имеет никакого преимущественного значения и, как все другие доказательства, подлежит проверке и оценке. Признание может быть положено в основу обвинения лишь в случае его подтверждения совокупностью доказательств.

          При анализе представленных материалов нами в первую очередь анализировался стиль изложения в представленных текстах.

          Стиль текста – это оформление и предназначение речи.

          В русском языке выделяют 5 стилей текста:

  1. научный
  2. деловой
  3. публицистический
  4. художественный
  5. разговорный

          Каждый стиль имеет свои каноны и особенности и, соответственно, сферу использования.

Научный стиль текста

          С научным стилем можно познакомиться, читая статьи, в которых описываются явления, выявляются закономерности, делаются открытия. Это стиль научных конференций и семинаров, монографий и диссертаций. Для него характерно использование точной терминологии, логичное изложение фактов и выводов, которые вытекают из результатов исследований, использование безличных местоимений. Научный стиль также используется в учебниках.

Деловой стиль текста

          Деловой стиль применяется для информирования. Наиболее часто применяется в сфере законодательства, административно-правовой деятельности. Это стиль официальных документов: законов, приказов, постановлений, протоколов. Каждый из перечисленных документов составляется по определенному и общепринятому клише. Простой обыватель в своей жизни также не единожды применяет этот стиль при составлении заявлений, характеристик, при подаче справок. Для этого стиля характерен прямой порядок слов, строгое следование установленному клише.

          Эти два стиля эмоционально не окрашены. Характеризуются точностью и сухостью.

Публицистический стиль текста

          Публицистический стиль ‒ это язык средств массовой информации. Им пользуются при создании репортажа, интервью. Этому стилю присущи логичность, эмоциональность и призывность. Его цель ‒ донести информацию, вызвать интерес к существующей проблеме, повлиять на отношение людей к насущным проблемам общества. Опосредованно публицистический стиль участвует в формировании мировоззрения большого числа людей, народа.

Разговорный стиль текста

          Предназначение разговорного стиля ‒ непосредственно общение. Им пользуются для обсуждения насущных нужд, делятся своими чувствами, мыслями в неофициальной обстановке. Для него характерна эмоциональность. В нем часто присутствует разговорная и простонародная лексика. Причем в каждом регионе существует своя типичная народная речь, называемая диалектами.

Художественный стиль текста

          Художественный стиль воздействует на нас через литературу. Это стиль художественных произведений. Для него характерны и богатство лексики, и ее эмоциональность, использование различных художественных приемов для усиления восприятия и воображения читателей (аллегорических образов, метафор, гипербол и т. д.). Этот стиль легок для восприятия, часто присутствуют отступления от норм речи, используются иностранные, устаревшие слова. При чтении текстов художественного стиля создается впечатление о постоянном присутствии автора, его переживаниях о судьбе героев произведения.

          Кроме того, проводился   синтаксический анализ текста — как человек составляет предложения и какие языковые конструкции склонен использовать, и осуществлялся лексико-фразеологический анализ — помимо выявления словарного запаса, устанавливалась  склонность автора к употреблению определенных категорий слов (диалектизмов, фразеологизмов, редко используемых слов и выражений и т. д.).

ВЫВОДЫ:
Ответ на вопрос №1:

 

          Согласно представленным материалов, как следует из писем Сидорова Е.О.  своей матери Трофимовой З.О. (Копии писем Сидорова Е.О. Трофимовой З.О. №5678 от 15.11.2015г., №6789 от 20.11.2015 г., №7890 от 25.11.2015 г., №8900 от 25.11.2015 г.), стиль его изложения является   разговорным, без употребления специфической терминологии, свойственной людям, обладающим специальными профессиональными знаниями.
Согласно  копии дополнительного допроса подозреваемого  Сидорова Е.О. с 22.21 до 23.56 01.07.2015 г. «на вопрос  следователя подозреваемому: Расскажите о совершении Вами приготовления к убийству Малышева Ивана Аркадьевича? Ответ подозреваемого: Умысел на убийство Малышева Ивана Аркадьевича у меня возник в июне 2015 года».
          Согласно копии допроса обвиняемого Сидорова Е.О. с 12.21 до 13.11 от 15.08.2015 г., он утверждает «Свои показания, данные мной в качестве подозреваемого, я подтверждаю, но не в полном объеме. Более полные показания я сообщу следствию позднее, о чем сообщу дополнительно. Вину в инкриминируемом мне деянии я признаю  в полном объеме. В настоящее время давать показания не желаю в связи с плохим самочувствием».

          Согласно копии дополнительного допроса обвиняемого Сидорова Е.О. с 15.23 до 17.00 от 29.08.2015 г., он утверждает «Вопрос следователя: Что послужило мотивом совершения Вами приготовления к убийству Малышева И.А.? Ответ обвиняемого: Мотивом послужило аморальное поведение самого потерпевшего Малышева И.А, а именно он занимался различными пакостями в отношении меня и моей матери Трофимовой З.О.».

          Согласно представленным материалов, как следует из показаний Сидорова Е.О. в качестве подозреваемого и обвиняемого (как указано выше), стиль изложения является   деловым, с  употребления специфической терминологии, свойственной людям, обладающим специальными профессиональными  (юридическими) знаниями,  с использованием клише. Человек, не имеющий специальных юридических познаний, не дает показаний в соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным кодексами, используя такие словосочетания, как  «Умысел на убийство Малышева Ивана Аркадьевича у меня возник в июне 2015 года…»; «…Вину в инкриминируемом мне деянии я признаю  в полном объеме…»; «…Мотивом послужило аморальное поведение самого потерпевшего…».

          Данный стиль изложения фактически соответствует лицу, имеющему специальные юридические познания, а не Сидорову Е.О., который таковыми знаниями не обладает. Фактически лицо, которое излагало текст «якобы от лица Сидорова Е.О.», обладало специальными юридическими знаниями, подводя показания фактически  под признаки преступления  в виде убийства, то есть  к «умышленному  причинению смерти другому человеку». Это определение в основных чертах соответствует понятию убийства, выработанному теорией уголовного права, с указанием объекта убийства с указанием  умысла на причинение смерти, мотива и цели преступления, а также повода.
Таким образом, исходя из проведенного анализа, Сидоров Е.О. не является  автором текстов допросов, с учетом стилистики их изложения.

         Кроме того, по всем текстам  допросов Сидорова Е.О. в качестве подозреваемого и обвиняемого (копия допроса подозреваемого  Сидорова Е.О. с 17.30 до 18.30 от 01.07.2015 г.; копия дополнительного допроса подозреваемого  Сидорова Е.О.  с 22.21 до 23.56 01.07.2015 г.; копия допроса обвиняемого Сидорова Е.О. с 12.21 до 13.11 от 15.08.2015 г.; копия дополнительного допроса обвиняемого Сидорова Е.О. с 15.23 до 17.00 от 29.08.2015 г.) отмечается увеличение повторений слов «убить», «убийство»; так, если вначале Сидоров Е.О. избегает даже проговаривать  эти слова, то по мере углубления расследования в материалах допросов увеличивается частота встречаемости этих слов, что  может косвенно свидетельствовать об оказываемом на него давлении для создания условий для самооговора самого себя Сидоровым Е.О. который к тому же находится в стрессовом состоянии, связанном с ограничением его свободы и неопределенностью положения.