Психологическая экспертиза Шакшина Евгения Дмитриевича и его сына Алексея

Психологическая экспертиза Шакшина Евгения Дмитриевича и его сына Алексея

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА №98/2017

Психологическая экспертиза выполнена по запросу представителя Малышева Льва Семеновича в отношении Шакшина Евгения Дмитриевича, 1988 г.р.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
  1. Андреева Т.В. Психология семьи: Учебное пособие. - СПб.: речь, 2007. - 384 с.
  2. Архиреева, Т.В. Методика измерения родительских установок и реакций / Т.В. Архиреева // Вопросы психологии. – 2002. – № 5. – С. 144-153.
  3. Варга А.Я., Столин В.В. Опросник родительских отношений. – М., 1988. – 272 с.
  4. Диагностики эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб.: Издательство "Речь", 2002. С.139-142.
  5. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. –СПб.: Питер, 20010. – 576 с. С.645-646.
  6. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. СПб., 2006. С.193-196.
  7. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб.: Питер, 2000. с. 486-497.
  8. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. О.А. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. С.117-121.
  9. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998.
  10. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998. С.544-548.
  11. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под общей редакцией члена-корреспондента РАО  А.А. Реана- СПб.: "прайм - Еврознак", 2003. - 416 с.
  12. Реан А.А., Лукин С.Е. Методическое руководство по исследованию типов акцентуаций. Госстандарт России ГП "ИМАТОН" Санкт-Петербург, 1993.
  13. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996. С.328-334.
  14. Руководство. Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла. Чел.: ПсиХРОН, 2005
  15. Словарь психолога-практика /состав. С.Ю. Головин.- Мн.: Харвест, 2005. – 976 с.
  16. Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. – М.: ИПП-ИСП, 2000. С.44-55.
  17. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В.. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2009
  18. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие / Серия: "Психодиагностика: педагогу, врачу, психологу (Вып. 1). Под общей редакцией д.м.н; проф. Л.И. Вассермана. – М.: "Фолиум", 1996. – 48 с.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА

Известны эксперту в объёме, изложенном со слов Шакшина Евгения Дмитриевича.

Шакшин Евгений Дмитриевич и Шакшина Лидия Анатольевна заключили брак 13.12.2012 г. о чем свидетельствует запись отдела ЗАГС Лунного района г. Санкт-Петербурга. В браке был рожден ребенок Шакшин Алексей Евгеньевич, 11.11.2013 г. В декабре 2016 года Шакшина Л.А. ушла из семьи к другому мужчине, оставив ребенка в возрасте 3 лет 1 мес. Шакшину Евгению Дмитриевичу. С тех пор прекратилось фактическое проживание супругов вместе, и общение ребенка с матерью, а 10.02.2017 г. состоялся официальный развод между Шакшиным Е.Д. и Шакшиной Л.А.

На сегодняшний день Шакшин Е.Д. проживает совместно со своим сыном Шакшином Алексем и со своей бабушкой, Шакшиной Ольгой Семеновной, 1947 г.р.

Шакшин Е.Д. работает бригадиром в ООО "А", имеет среднее профессиональное образование по специальности "Менеджер" (со слов Шакшина Е.Д.)

ЦЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:
Оценить индивидуально-психологические особенности Шакшина Евгения Дмитриевича, 1988 г.р., детско-родительские отношения и степень привязанности Шакшина Алексея Евгеньевича , 2013 г.р. к отцу.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ:

           При психологическом исследовании применялись психологическая беседа, наблюдение, психологический анализ материалов представленного дела, а также следующие методики: 

1. Фильм - тест "Межличностные отношения ребенка". (Методика Рене Жиля. / Проективно - анкетная психодиагностика).

Методика Рене Жиля служит для изучения социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими, некоторых поведенческих характеристик   и черт личности. Фильм - тест Р. Жиля позволяет получить информацию, существенно  дополняющую представление о внутреннем мире ребенка.

Тест "Межличностные отношения ребенка" позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.

Тест "Межличностные отношения ребенка" является визуально-вербальным, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также 17 текстовых заданий, в среднем  выполняется ребенком за 15-30 минут. Методика Рене Жиля может быть использована при обследовании детей от 4 до 12 лет.

2. Проективная диагностическая игра «Почта» (модификация теста Е. Антони и Е. Бине).

Предназначена для изучения эмоционального самочувствия ребёнка в семье и его эмоциональной привязанности к членам семьи.

Ход игры:ребенку предлагается роль почтальона, разносящего письма адресатам - членам своей семьи. Диагностическая задача состоит в том, что ребенок должен выразить своё эмоционально-оценочное отношение к каждому из адресатов, распределяя письма-послания по собственному усмотрению. Выполнение дошкольником такой задачи не требует от него ни умственного напряжения, ни обязательного участия речи, так как он получает готовое содержание посланий. 

Обработка данных: учитывается то, как распределились между всеми адресатами письма с положительной и отрицательной направленностью. Особое значение придается письмам следующего содержания: "Этого человека я люблю", "Этого человека я не люблю", "Этот человек меня любит", "Этот человек не любит меня", так как письма обладают наибольшей степенью информативности об избирательности эмоциональных отношений ребенка.

  Если одному и тому же лицу ребенок адресует сообщения с положительной эмоциональной окраской ("Этот человек меня любит", "Этого человека я люблю"), а также другие письма положительной направленности, типа: "Этот человек самый добрый, хороший", "...веселый", ".....часто со мной играет" и т.п., то можно предполагать взаимную симпатию и близость с этим взрослым, доверие со стороны малыша к этому человеку. 

 Если в почтовый ящик, относящийся к той или иной фигурке, ребенком не опущено ни одного письма, содержание которого обладает наибольшей эмоциональной насыщенностью, типа: "Этого человека я люблю", "Этот человек меня любит", "Этот человек самый добрый", - такой факт говорит об эмоционально невыраженном отношении к данному лицу (индифферентное).

 На безучастность будут указывать и письма, иллюстрирующие бедность контактов с этим адресатом, типа: "К этому человеку я никогда не обращаюсь за помощью"; "Этот человек никогда не играет со мной" и др. 

  О негативном отношении маленького человека ко взрослому, о наличии эмоциональных проблем в отношениях с ним, естественно, будет свидетельствовать то, что ребенок опустит реальным членам семьи (а не эмоционально нейтральной фигуре Незнакомца)  письма с отрицательными посланиями, типа: "Этого человека я не люблю", "Этот человек не любит меня", "Этот человек часто наказывает меня и ругает" и т.д.

 Адресованность одному и тому же лицу писем, как с положительным, так и с отрицательным  отношением ребенка или отношением этого человека к ребенку можно расценивать как противоречивость чувств ребенка к этому члену семьи. 

 

3. Многофакторная личностная методика,  форма 13 PF (Р.Кэттелл).

Является одной из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности. Предназначена для оценки широкой сферы индивидуально-личностных отношений. Опросник универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности человека.  Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов личности.

  1. Фактор В: интеллект
  2. Фактор С: «эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность»
  3. Фактор Е: «подчиненность - доминантность»
  4. Фактор G: «низкая нормативность поведния – высокая нормативность поведения»
  5. Фактор Н: «робость - смелость»
  6. Фактор I: «жесткость – чувствительность»
  7. Фактор L: «доверчивость - подозрительность»
  8. Фактор N: «прямолинейность - дипломатичность»
  9. Фактор О: «спокойствие - тревожность»
  10. Фактор Q1: «консерватизм - радикализм»
  11. Фактор Q2: «конформизм - нонконформизм»
  12. Фактор Q3: «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль»
  13. Фактор Q4: «расслабленность - напряженность»

При интерпретации полученных результатов возможно использовать не только выраженность отдельных факторов, но и их сочетаний, образующих симптомокомплексы коммуникативных, интеллектуальных, эмоциональных и регуляторных личностных свойств.

4. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (Л. Н. Собчик).

Методика предназначена для интегрального исследования личности, диагностики выраженности психологической патологии.

Методика является реализацией типологического подхода к изучению личности и занимает ведущее место среди других личностных опросников в психодиагностических исследованиях. Описание шкал:

Шкала лжи (L) – оценивает искренность испытуемого.

Шкала достоверности (F) – выявляет недостоверные ответы: чем больше значение по этой шкале, тем менее достоверны результаты.

Шкала коррекции (К) – сглаживает искажения, вносимые чрезмерной осторожностью и контролем испытуемого во время тестирования. Высокие показатели по этой шкале говорят о неосознанном контроле поведения. Шкала (К) используется для коррекции базисных шкал, которые зависят от ее величины.

Базисные шкалы:

1. Ипохондрия (Hs) 

2. Депрессия (D).

3 Истерия (Ну).

4. Психопатия (Pd).

5. в этом варианте опросника не используется

6. Паранойяльностъ (Ра). 

7. Психастения (Pt). 

8. Шизоидность (S c ). 

9. Гипотония (Ма).

 

5. Методика "ОРО" (Тест-опросник родительского отношения)(А.Я.Варга, В.В.Столин).

Тест - опросник родительского отношения представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обратившихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Методика ОРО в большей мере ориентирована на изучение особенностей родительской позиции матери или отца по отношению к конкретному ребёнку. Можно сказать, что он изучает индивидуальный опыт родителей в воспитании конкретного ребёнка.

Опросник состоит из 61 вопроса, которые группируются в 5 шкал, отражающих различные аспекты родительского отношения:

1. Принятие / отвержение ребенка. Эта шкала выявляет общее эмоционально-положительное (принятие) или эмоционально-отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

2. Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление искренней заинтересованности и участие в его делах.

3. Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию.

4. Контроль. Данная шкала характеризует то, насколько взрослые контролируют поведение ребенка, демократичны они или авторитарны в отношениях с ним.

5. Отношение к неудачам ребенка. Эта шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствами недостаткам, успехам и неудачам.

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается

- отвержение,

- социальная желательность,

- симбиоз,

- гиперсоциализация,

- инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы интерпретируются  по  таблице процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.

6. Опросник оценки родительско-детских отношений (РДО)PARI.

Представляет собой адаптированную Т.В.Нещерет методику PARI (ParentalAttitudeResearchInstrument), предложенную Е.Шеффер и Р.Беллом.

Методика предназначена для изучения отношения родителей  к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). В ней выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на 3 группы:

I – оптимальный эмоциональный контакт,

II – излишняя эмоциональная дистанция с ребенком,

III – излишняя концентрация на ребенке.

Классификация и перечень шкал:

Отношение к семейной роли

Описывается с помощью 8 субшкал:

- ограниченность интересов рамками семьи, заботами исключительно о семье;

- ощущение самопожертвования в роли родителя;

- семейные конфликты;

- сверхавторитет родителей;

- неудовлетворенность ролью родителя;

- «безучастность» второго родителя, его невключенность в дела семьи;

- доминирование матери;

- зависимость (несамостоятельность) матери.

Отношение родителей к ребенку

I. Группа «Оптимальный эмоциональный контакт» представлена четырьмя субшкалами-признаками:

- побуждение вербализаций (словесных проявлений);

- равноправие отношений;

- развитие активности ребенка;

- эмоциональная близость между родителями и ребенком.

П. Группа «Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком» представлена тремя субшкалами-признаками:

- раздражительность, вспыльчивость;

- суровость, излишняя строгость;

- уклонение от контактов с ребенком.

III. Группа «Излишняя концентрация на ребенке» представлена восемью субшкалами-признаками:

- чрезмерная забота, установление отношений зависимости;

- подавление воли, преодоление сопротивления;

- опасение обидеть, создание безопасности;

- ограничение внесемейных влияний;

- подавление агрессивности;

- подавление сексуальности;

- чрезмерное вмешательство в мир ребенка;

- чрезмерное ускорение развития ребенка.

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений, предусматривающих выбор одного из четырех вариантов ответа: от полного согласия до полного несогласия с суждением.

Основной вывод, который можно сделать по результатам выполнения методики – это оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по первым трем группам шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация.

Специальный интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к пониманию особенностей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжений в этих отношениях.

7. Совместное взаимодействие родителя с ребёнком.

Для наблюдения за совместным взаимодействием с ребёнком, было дано задание родителю научить ребенка делать самолёт из листа бумаги. В процессе взаимодействия отмечались такие показатели, как наличие сотрудничества, умение договариваться, обучать, распределять обязанности, проявление инициативы, тон общения и др. характеристики совместной деятельности.

 

8. Опросник терминальных ценностей ОТеЦ (Сенин И.Г.)

Методика предназначена для диагностики основных (терминальных) стремлений и жизненных ориентаций личности. В целом опросник позволяет определить, какая терминальная ценность преобладает у индивида, какая жизненная сфера наиболее значима для него, в какой жизненной сфере преобладающая терминальная ценность реализуется в наибольшей степени.

Перечень терминальных ценностей, диагностируемых в опроснике, включает в себя 8 наименований:

    1. собственный престиж,

    2. высокое материальное положение,

    3.  креативность,

    4. активные социальные контакты

    5. развитие себя,

    6. достижения,

    7. духовное удовлетворение,

    8. сохранение собственной индивидуальности.

 

        Необходимо отметить, что терминальные ценности в той или иной мере проявляются в разных жизненных сферах:

   А) профессиональной жизни;

   Б)  обучения и образования;

   В) семейной жизни;

   Г)  общественной жизни;

   Д) увлечений.

Таким образом, вторым диагностическим конструктом опросника выступает значимость для индивида той или иной жизненной сферы как источника реализации той или иной терминальной ценности.

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

На исследование Шакшин Евгений Дмитриевич пришел вместе со своим сыном Шакшиным Алексеем. До начала беседы Алексей сидел рядом с папой. Первое время можно было отметить, что ребенок стремится сидеть как можно ближе к отцу и отец заметив смущение сына новой обстановкой оказывал ему поддержку, помогал адаптироваться к новому помещению, разговаривал с ним, старался приободрить. В течение 7 минут ребенок адаптировался, начал проявлять интерес к предметам обстановки, задавать отцу вопросы различного характера, что соответствует возрастной норме ребенка (возраст "почемучки").

Во время беседы с отцом, ребенку было предложено перекусить, чтобы можно было не отвлекаться в процессе разговора. Необходимо отметить, что отец чувствует потребности ребенка, знает, как управлять его поведением, делает это непринужденно, без давления. Отмечается уравновешенное поведение ребенка, проявляется умение вести себя в обществе, в свои годы он умеет контролировать свое поведение в пределах возрастной нормы, что может являться следствием гармоничных взаимоотношений в семье (с отцом и прабабушкой), правильном подходе в воспитании и говорит о нормальном уровне психического развития.

В процессе совместной деятельности, когда Шакшину Е.Д. было предложено научить сына делать самолет из бумаги можно отметить полную включенность ребёнка и отца в процесс деятельности. У Алексея отмечался ярко выраженный познавательный интерес. У Шакшина Е.Д. можно отметить такие педагогические навыки, как терпение, умение не перехватывать инициативу, а терпеливо объяснять, дожидаться, когда ребёнок поймёт, что от него требуется. Если у ребенка что-то не получается, то со стороны отца присутствует приободрение, слова поддержки, оказывается помощь, соразмерная навыкам ребенка. В ситуациях успеха - отец замечает этот успех, позитивно подкрепляет его. В обращении к сыну использует ласковую уменьшительно-ласкательную форму имени - "Лешик".

В поведении ребенка отмечается полное принятие этой ситуации, можно отметить, что для него привычно такое обращение и такие отношения с отцом. Алексей непринужденно общается с отцом, чувствует себя комфортно, старается выполнить задание, гордится своими успехами (сделанным самолетом). Поведение ребенка свидетельствует о том, что общение с отцом доставляет ему удовольствие и это общение привычно для него.

При изучении привязанности ребенка к отцу по методике Фильм тест "Межличностные отношения ребенка" (Методика Рене Жиля / Проективно - анкетная психодиагностика) можно сделать вывод, что у ребенка ярко выражена привязанность к отцу, и выражена потребность общения с ним. Про маму ребенок помнит, но в силу того, что общение с мамой прервано степень привязанности к ней находится на нижней границе нормы.

У ребенка отмечается потребность в полном составе семьи, но в силу сложившихся обстоятельств эта потребность не реализована и столь сильная привязанность к отцу для Алексея является следствием компенсации, что позволяет ребенку сохранять эмоциональное благополучие, и не нарушает процессы его психического развития.

По методике  Проективная диагностическая игра «Почта» (модификация теста Е. Антони и Е. Бине) ребенку предлагалось отправить письма как позитивного так и негативного содержания маме и папе.

Письма для мамы были следующего содержания:

- этого человека я люблю.

Письма для папы:

- этому человеку мне нравится помогать дома.

- я часто рассказываю этому человеку свои секреты.

- этот человек со мной играет.

- этот человек самый добрый и хороший.

- этот человек меня любит.

- с этим человеком я люблю играть и читать.

Письма негативного содержания не нашли своих адресатов, Алексей сказал, что нет таких людей, которым можно было бы отправить "плохие" письма.

Из полученных результатов следует, что у ребенка сохраняется положительный образ мамы (что свидетельствует о том, что со стороны прабабушки и отца нет целенаправленной работы по формированию негативного образа мамы), при этом наглядно видно, что жизнь ребенка тесно связана с отцом и эти отношения гармоничны и благоприятны для ребёнка.

Рисуночные проективные тесты, которые были запланированы для исследования (Рисунок семьи, Автопортрет) провести не удалось, т.к. у ребенка не развиты навыки рисования.

В процессе беседы и наблюдения Шакшин Евгений Дмитриевич, проявил себя как уравновешенная личность,  со сформированными коммуникативными навыками, умеющий брать ответственность за себя и за членов своей семьи (сын и бабушка). При заполнении диагностических методик отмечалась хорошая работоспособность, высокая концентрация внимания.

По методам психодиагностического исследования Шакшин Евгений Дмитриевич характеризуется независимостью характера, гибкостью и дипломатичностью в общении, проявлением конформных реакций: принятие требований группы, общества, принятие общепринятых моральных правил и норм, отмечается стремление к лидерству.  В эмоциональном плане отмечается пластичность, возможна импульсивность. Эти свойства компенсируются развитой волевой регуляцией: умением контролировать свои эмоции и поведение, уверенностью в себе, стрессоустойчивостью. В поведении свойственно проявлять уравновешенность, направленность на реальную действительность, эмоционально гибкий (13 PF E, многофакторный личностный опросник).

По методике (СМИЛ) отмечаются средние значения по шкале "лжи", что интерпретируется как склонность к нормативному поведению, к "законопослушности". По шкале "достоверность" можно говорить о том, что есть реалистичное отношение к собственным проблемам, осознание их, тем не менее, это не мешает эффективно функционировать в большинстве жизненных ситуаций.

Свойственна активная личностная позиция, высокая поисковая активность, преобладание мотивации достижений, уверенность и быстрота принятия решений. Склонен быть чувствительным к тому, что происходит вокруг, доверчив к людям.
Имеет тенденцию к сотрудничеству, весьма искренний. Имеет широкий круг интересов. Кажется уравновешенным, интеллигентным, остроумным, рациональным, ясно мыслящим и способным к самопознанию. Имеются достаточно развитые коммуникативные навыки, способность к удовлетворительной адаптации к новому окружению. Нормальный баланс между экстраверсией и интроверсией в установках и поведении. Средний уровень эмоциональной устойчивости. Обычно спокоен и уверен в себе, смело смотрит в лицо фактам, эмоционально зрел и устойчив.
Достаточно реалистичен в отношении к жизни, может переносить стрессовые ситуации без значительного ущерба для деятельности. Достаточно постоянен в своих планах и привязанностях. На вещи смотрит серьезно; хорошо осознаёт требования действительности.  Не расстраивается из-за пустяков. Способен достичь своих личных целей без особых трудностей. Способен управлять своими эмоциями и настроениями, находить им адекватное объяснение и реалистичное выражение.

Изучение терминальных ценностей (ОТеЦ, опросник терминальных ценностей) выявило средний уровень стремления к признанию, уважению, социальному одобрению. Отмечается выраженное стремление к самосовершенствованию, стремление к достижению, планированию своей жизни. Очень высокий уровень шкалы "Сфера семейной жизни", что говорит о высокой значимости для человека всего того, что связано с жизнью его семьи. Низкий уровень по шкале "Сфера увлечений", на свои хобби тратится минимальное количество времени или не тратится вовсе.

Детско-родительские отношения характеризуются высоким уровнем принятия. Наиболее выраженными стилями взаимодействия являются "симбиоз" и "кооперация", что проявляется как заинтересованность родителя в делах ребенка, старание помочь ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Поощряет инициативу и самостоятельность, доверяет ему, старается встать не его точку зрения в спорных вопросах. Вместе с этим есть переживания за судьбу ребенка, отмечается стремление оградить от трудностей и неприятностей (методика ОРО). Интегральный показатель по методике (PARI) имеет наибольшие значения по шкале "Оптимальный эмоциональный контакт", что характеризует детско-родительские отношения преимущественным стремлением к демократичности в общении с ребенком, отец учитывает мнение ребенка, общается с ним на равных, старается участвовать в его делах, разделяет и поощряет его интересы.
 

ВЫВОДЫ:

Результаты психологической диагностики, наблюдения и беседы не противоречат друг другу, отмечается конгруэнтность полученных данных, что свидетельствует о надежности полученных результатов обследования и позволяет сделать следующие выводы:

  1. Шакшин Евгений Дмитриевич  характеризуется независимостью характера, гибкостью и дипломатичностью в общении, проявлением конформных реакций: принятие требований группы, общества, принятие общепринятых моральных правил и норм, отмечается стремление к лидерству. 
  2. В эмоциональном плане отмечается пластичность, возможна импульсивность. Эти свойства компенсируются развитой волевой регуляцией: умением контролировать свои эмоции и поведение, уверенностью в себе, стрессоустойчивостью. В поведении свойственно проявлять уравновешенность, направленность на реальную действительность. Свойственна активная личностная позиция, высокая поисковая активность, преобладание мотивации достижений, уверенность и быстрота принятия решений. Достаточно постоянен в своих планах и привязанностях. На вещи смотрит серьезно; хорошо осознаёт требования действительности.
  3. Отмечается выраженное стремление к самосовершенствованию, стремление к достижению, планированию своей жизни. Очень высокий уровень шкалы "Сфера семейной жизни", что говорит о высокой значимости для человека всего того, что связано с жизнью его семьи.
  4. Детско-родительские отношения характеризуются преимущественным стремлением к демократичности в общении с ребенком, отец учитывает мнение ребенка, общается с ним на равных, старается участвовать в его делах, разделяет и поощряет его интересы.
  5. У ребенка ярко выражена привязанность к отцу, и выражена потребность общения с ним. Про маму ребенок помнит, но в силу того, что общение с мамой прервано степень привязанности к ней находится на нижней границе нормы.
  6. У ребенка сохраняется положительный образ мамы (что свидетельствует о том, что со стороны прабабушки и отца нет целенаправленной работы по формированию негативного образа мамы), при этом наглядно видно, что жизнь ребенка тесно связана с отцом и эти отношения гармоничны и благоприятны для ребёнка.
  7. Необходимо отметить, что отец чувствует потребности ребенка, знает, как управлять его поведением, делает это непринужденно, без давления. Отмечается уравновешенное поведение ребенка, проявляется умение вести себя в обществе, в свои годы он умеет контролировать свое поведение в пределах возрастной нормы, что может являться следствием гармоничных взаимоотношений в семье (с отцом и прабабушкой), правильном подходе в воспитании и говорит о нормальном уровне психического развития.