Клинико-психологическое исследование Петрова С.А.

Клинико-психологическое исследование Петрова С.А.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА № 009-2017
о психологическом состоянии Петрова С.А., 10.02.1970 г.р., страдающего в связи с психотравмой, полученной в связи с распространением Звонаревым О.Д. в тексте ответа №345-678-2017 от 15.05.2017 г. Иванову Р.Л. негативных сведений о нарушении им действующего законодательства
На разрешение специалиста поставлены вопросы:

1. Каково психологическое состояние Петрова С.А., 10.02.1970 г.р.?

2. Может ли быть связано текущее психологическое состояние Петрова С.А., 10.02.1970 г.р. с психотравмой, полученной в связи с распространением Звонаревым О.Д. в тексте ответа №345-678-2017 от 15.05.2017 г. Иванову Р.Л. негативных сведений, не доказанных до настоящего времени в установленном законом порядке, о нарушении им действующего законодательства?

Обстоятельства дела

известны специалисту из беседы, наблюдения, проведения клинико-психологического исследования Петрова С.А., 10.02.1970 г.р.

Кроме того, были представлены следующие документы:
- Копия текста ответа Звонарева О.Д. №345-678-2017 от 15.05.2017 г. Иванову Р.Л.
- Копия ответа из прокуратуры г. Санкт-Петербурга советника юстиции Осипова Н.Е. от 10.08.2017 г. о том, что Петров С.А. является свидетелем по уголовному делу №123456.
Литература:
  1. Аминов И.И. Юридическая психология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 271 с.
  2. Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб.: Питер, 2008. – 656 с.
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ в редакции от 02.10.2013.
  4. Дерягин Г.Б. Судебная психиатрия. Курс лекций для юридических факультетов. – М.: Щит-М, 2010. – 252 с.
  5. Еникегов М. И. Юридическая психология с основами общей и социальной психологии. Учебник для вузов. – М.:НОРМА, 2005. – 640 с.
  6. Еникегов М. И. Юридическая психология С основами общей и социальной психологии. Учебник для вузов. – М.:НОРМА, 2005. – 640 с.
  7. Калемина В.В. , Колоколов Г.Р. Основы судебной медицины и психиатрии. – М.: Дашков и К, 2012.- 356 с.
  8. Клевно В.А. Судебно-медицинская экспертиза: теоретические, процессуальные, организационные и методические основы. – М. :ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 368 с.
  9. Клименко Т.В. Судебная психиатрия. – М.: Юрайт, 2012. – 476 с.
  10. Кулганов В.А., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Основы клинической психологии. Учебник для вузов. – СПб.: ПИТЕР, 2013. – 456 с.
  11. Мамайчук И.И. Экспертиза личности в судебно-следственной практике. – СПб.: Речь, 2002. – 255.
  12. Медицинская и судебная психология. Курс лекций: Учебное пособие /под ред. Т.Б.Дмитриевой, Ф.С.Сафуанова. – М.:Генезис, 2005. – 606 с.
  13. Международная классификация болезней (МКБ-10) (Введена приказом Минздрава РФ от 27.05.97 г. №170
  14. Панасюк А.Ю. Судебная психология: Избранные лекции. — М.: Норма, 2007. — 160 с.
  15. Приказ Минздрава РФ от 12.08.2003 N 401 "Об утверждении отраслевой учетной и отчетной медицинской документации по судебно-психиатрической экспертизе»
  16. Романов В.В. Юридическая психология. – М.:Юристъ, 2005. – 588 с.
  17. Росинская Е.Р., Галяшина Е.И. Настольная книга судьи: судебная экспертиза. – Москва: Проспект, 2012. – 464.
  18. Тиганов А.С., Снежневский А.В., Орловская Д.Д. и др. Руководство по психиатрии. Том 1. – М., 1999. – 712 с.
  19. Тиганов А.С., Снежневский А.В., Орловская Д.Д. и др. Руководство по психиатрии. Том 2. – М., 1999. – 784 с.
  20. Ткаченко А.А. Руководство по судебной психиатрии: Практическое пособие. - М.: Юрайт, 2012. – 959 с.
  21. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"
  22. American Psychiatric Association «Diagnostic and statistical manual of mental disorders, Fourth Edition, Text Revision:DSM-IV-TR». — Washington, DC: American Psychiatric Publishing, Inc., 2000. — ISBN 0890420254
В исследовании применялись следующие методы:

Беседа, наблюдение, проведение клинико-психологического исследования с использованием комплекса методик.

1. Методика «Заучивание 10 слов» А.Р.Лурия.
Используется для оценки состояния памяти испытуемых, утомляемости, активности

внимания. Методика позволяет исследовать процессы памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения.

2. Методика «Воспроизведение рассказа».

Предназначена для определения уровня смысловой памяти, его объема и особенностей, способности к запоминанию текстов.

3. Графический тест «Дерево». Цель методики: выявление индивидуально-типологических особенностей человека.

4. Проба Эббингауза (заполнение пропущенных в тексте слов).

Направлена на выявление развития речи, продуктивности ассоциаций, для проверки критичности мышления.

5. Методика «Шкала прогрессивных матриц» Дж. Равена.

Предназначена для диагностики уровня интеллектуального развития и оценивает способность к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности (логичность мышления).

6. Методика «Счет по Крепелину».

Предназначена для изучения устойчивости внимания, переключаемости внимания (с видоизменением инструкции), умственной работоспособности и психического темпа.

7. Методика САН. Применяется для экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения.

8. 16-факторный личностный опросник (Р.Кэттелла, форма С). Опросник предназначен для оценки индивидуально-психологических особенностей личности.
 Оцениваемые факторы:

1. Фактор А: «замкнутость – общительность»

2. Фактор В: интеллект

3. Фактор С: «эмоционльная нестабильность -эмоционльная стабильность»

4. Фактор Е: «подчиненность-доминантность»

5. Фактор F: «сдержанность – экспрессивность»

6. Фактор G: «низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения»

7. Фактор Н: «робость – смелость»

8. Фактор I: «жесткость – чувствительность»

9. Фактор L: «доверчивость – подозрительность»

10. Фактор М: «практичность – мечтательность»

11. Фактор N: «прямолинейность - дипломатичность»

12. Фактор О: «спокойствие – тревожность»

13. Фактор Q1: «консерватизм – радикализм»

14. Фактор Q2: «конформизм – нонконформизм»

15. Фактор Q3: «низкий самоконтроль – высокий самоконтроль»

16. Фактор Q4: «расслабленность – напряженность»

9. Методика «Исключение слов».

Направлена на исследование аналитико-синтетической деятельности, умения обобщать, чувствительна к нарушениям операционной стороны мышления — к снижению уровня обобщения и искажению процесса обобщения. Позволяет выявить логичность рассуждений, правильность и обоснованность обобщений.

10. Метод Пиктограмм.

 Применяется для анализа характера ассоциаций.

ВЫВОДЫ:

По вопросу 1-2.

При беседе, наблюдении и проведении клинико-психологического исследования Петрова С.А., 10.02.1970 г.р. выявлено следующее: со слов Петрова С.А., 10.02.1970 г.р., у него ухудшилось психологическое состояние в связи с распространением Звонарева О.Д. №345-678-2017 от 15.05.2017 г. Иванову Р.Л. негативных сведений о нарушении Петровым Сергеем Александровичем действующего законодательства.

Петров С.А., 10.02.1970 г.р., при беседе предъявляет жалобы, что у  него часто возникают состояния, когда он вновь и вновь очень ярко и глубоко переживает травмирующее его событие – распространение Звонаревым О.Д. №345-678-2017 от 15.05.2017 г. Иванову Р.Л. негативных сведений, не доказанных до настоящего времени в установленном законом порядке, о нарушении им действующего законодательства.

Периодически внезапно возникают яркие воспоминания, окрашенные эмоциями (тревога, страх, беспокойство, паника), которые овладевают полностью его вниманием. И тогда ему кажется, будто он вновь переживает психотравмирующего событие – и видит его, как реальное. Временами повторное переживание проявляется у него в ночных кошмарах. Эти кошмары столь реальны, что он просыпается с ужасом. Со слов обследуемого, данные переживания проявляются внезапными болезненными, беспричинными эмоциональными вспышками, которые сопровождаются резким ухудшением самочувствия и настроения, а также спазмами в горле. Такие вспышки повторяются много раз, сопровождая воспоминания или сны о травмирующем событии – распространении Звонаревым О.Д. №345-678-2017 от 15.05.2017 г. Иванову Р.Л. негативных сведений, не доказанных до настоящего времени в установленном законом

порядке о нарушении им действующего законодательства. Также Петров С.А. предъявляет жалобы на нарушение взаимоотношений с окружающими с момента травмы; что он избегает тесных эмоциональных связей с близкими и друзьями из-за этого. Он жалуется на то, что не может в полной мере испытывать эмоции, особенно в отношении

тех, кто ему наиболее близок (друзья). Даже если он испытывает эмоции, он зачастую не способен их выразить. Он боится такого состояния, и ему кажется, что члены его семьи чувствуют себя отвергнутыми им. Он избегает ситуации, которые напоминает ему о травмирующем событии, боится, что подобное может повториться, ведет себя так, как будто ему постоянно продолжает угрожать то событие, что вызвало психологическую травму. У обследуемого из-за частых кошмарных сновидений появилась бессонница. Петров С.А. пытается избавиться от повторяющихся болезненных переживаний, одиночества и приступов паники с помощью бесед с друзьями, притупляющих эмоции и позволяющих на время забыть о психотравме. Из-за плохого контроля своей импульсивности у него постоянно присутствует боязнь повторно оказаться в ситуации, напоминающей о психотравме. Также он жалуется на приступы сердцебиения, потливости. Эмоциональный фон Петрова С.А. неровный, у него отмечаются закрытость, повышенная тревожность. В процессе обследования поддерживает беседу, отвечает на вопросы. В целом мотивация выполнения всех заданий умеренно высокая. Петров С.А. усваивает инструкции быстро, в полном объеме, придерживается их на протяжении всего выполнения заданий. Обращенную речь воспринимает верно, отвечает в контексте заданного вопроса и обстоятельно. Речь развернутыми фразами с достаточным словарным запасом. Голос средней громкости. Суждения последовательные, целенаправленные. Фон настроения сниженный. Мимические и пантомимические реакции адекватны контексту беседы, сглажены. Темп психомоторной реакции равномерный. Цель психологического исследования понимает верно. В работу с психологическими методиками включается охотно, ориентирован на успешное выполнение заданий. Инструкции усваивает в достаточной мере, руководствуется ими в процессе работы.

По данным обследования общий темп психомоторных реакций высокий. Объем механической, кратковременной и долговременной слухоречевой памяти в пределах средних нормативных значений. Выявляются средние значения показателей объема опосредованного запоминания, а также достаточная устойчивость мнестического процесса (кривая запоминания 10 слов: 8,7,9,7,8, отсрочено – 8, методика «Запоминание 10 слов А.Лурия»), абстрактность, индивидуальность, значимость, стандартность, адекватность пиктограмм на уровне средних популяционных значений. Опосредование понятий в методике «Пиктограммы» осуществляется в равной мере, как при помощи асбстрактных,

так и при помощи конкретных персонифицированных образов. Ассоциации семантически адекватные, с проекцией индивидуально-значимых переживаний, в достаточной мере эмоционально-насыщенные.

Уровень развития смысловой памяти и его объем в пределах средних значений (методика «Воспроизведение рассказа»).

 

Для испытуемого характерна средняя скорость подбора слов, критичность мышления, стремление сопоставлять те слова, которые он собирается вписать, с остальным текстом (методика Эббингауза).

Уровень интеллектуального развития в пределах средних нормативных значений, испытуемый способен к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности и обладает достаточной степенью логичности мышления (методика «Шкала прогрессивных матриц» Дж. Равена).

Характерны достаточный уровень логичности рассуждений, правильности и обоснованности обобщений (методика «Исключение слов»), средние показатели устойчивости внимания, переключаемости внимания (с видоизменением инструкции), умственной работоспособности (методика «Счет по Крепелину»).

Данные выполнения проективного теста «Дерево» свидетельствуют о средней самооценке, стремлению к получению защиты, нехватке опоры, повышенной тревожности, перенесенной психотравме.

Таким образом, у Петрова С.А. отмечаются все признаки посттравматического стрессового расстройства — расстройства, возникшего в связи с распространением Звонаревым О.Д. №345-678-2017 от 15.05.2017 г. Иванову Р.Л. негативных сведений, не доказанных до настоящего времени в установленном законом порядке, о нарушении им действующего законодательства, и характеризующегося повторными эпизодами переживания обстоятельств этой ситуации, снижением уровня эмоционального реагирования и дисфорическим возбуждением. Код по международной классификации болезней (МКБ-10) F43.1 Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТРС).

Критерии ПТСР в МКБ-10 определены следующим образом:

(1) Кратковременное или длительное пребывание в чрезвычайно угрожающей ситуации, которое вызвало бы почти у каждого чувство глубокого отчаяния (Петров С.А. перенес обвинения в нарушении действующего законодательства);

(2) Стойкие непроизвольные и чрезвычайно живые воспоминания (flash-backs) перенесенного, находящие свое отражение и во снах, усиливающиеся при попадании в ситуации, напоминающие стрессовую или связанную с ней (имеются у Петрова С.А.);

(3) Избегание ситуаций, напоминающих стрессовую или связанных с ней, при отсутствии такого поведения до стресса (имеются у Петрова С.А.);

 (4) Один из нижеследующих двух признаков: частичная или полная амнезия важных аспектов перенесенного стресса или наличие не менее двух из нижеследующих признаков повышенной психической чувствительности и возбудимости, отсутствующих до экспозиции стрессу: а) нарушения засыпания, поверхностный сон (имеется у
Петрова С.А.); б) раздражительность или вспышки гнева; в) снижение сосредоточения

 

(имеется у Петрова С.А.); г)повышенный уровень бодрствования (имеется у Петрова С.А.); д) повышенная боязливость (усиленный рефлекс четверохолмия) (имеется у Петрова С.А.);

(5) За редким исключением соответствие критериям 2-4 наступает в пределах 6 месяцев после экспозиции стрессу или по окончании его действия (для некоторых целей начало расстройства, отставленное более чем на шесть месяцев, может быть включено, но эти случаи должны быть точно определены отдельно) (имеются у Петрова С.А.).

Критерии ПТСР в DSM–IV (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders — Руководство по диагностике и статистике психических расстройств) определены следующим образом:

 (1) потерпевший находился под воздействием экстремальной ситуации, и его реакция проявлялась страхом, беспомощностью и ужасом (имеются у Петрова С.А.);

(2) травмирующего событие повторно переживается по меньшей мере одним из следующих способов: 2.1 навязчивые воспоминания о событии (имеются у Петрова С.А.); 2.2 повторяющиеся кошмарные сновидения о пережитом событии (имеются у
Петрова С.А.); 2.3 действия или ощущения, копирующие чувства и поведение пациента при когда-то пережитой травмирующей ситуации (включая ощущение воссоздания пережитого) (имеются у Петрова С.А.); 2.4 возникновение фобических реакций под влиянием внешних или внутренних раздражителей, символизирующих или напоминающих какой-либо аспект травмирующего события (имеются у Петрова С.А.); 2.5 физиологические реакции (колебание артериального давления, тахикардия, потливость и т.д.) под влиянием внешних или внутренних раздражителей, символизирующих или напоминающих какой-либо аспект травмирующего события (имеются у Петрова С.А.);

(3) избегание ситуаций, связанных с травмой, о чём свидетельствует по меньшей мере 3 симптома из следующих: 3.1 попытки избежать мыслей, ощущений или разговоров, связанных с травмой (имеются у Петрова С.А.); 3.2 попытки избежать действий, мест или людей, которые вызывают воспоминания о травме (имеются у
Петрова С.А.); 3.3 невозможность вспомнить важные аспекты травмы (психогенная амнезия); 3.4 выраженное снижение интереса к ранее значимым видам деятельности или участию в них (имеются у Петрова С.А.); 3.5 ощущение отстранённости или отчуждённости от окружающих (имеются у Петрова С.А.); 3.6 снижение уровня

эмоционального реагирования (неспособность испытывать чувство любви) (имеются у Петрова С.А.); 3.7 ощущение отсутствия перспективы в будущем (имеются у Петрова С.А.);

(4) устойчивые проявления повышенного возбуждения (отсутствовавшие до травмы), о чём свидетельствует не менее 2 симптомов из следующих: 4.1 нарушение сна

 

(имеются у Петрова С.А.); 4.2 раздражительность или вспышки гнева; 4.3 нарушение концентрации внимания (имеются у Петрова С.А.); 4.4 чрезмерная настороженность (имеются у Петрова С.А.); 4.5 усиленная реакция вздрагивания при испуге (имеются у Петрова С.А.); (5) продолжительность расстройства - более 1 месяца (имеются у Петрова С.А.);

(6) социально-трудовая дезадаптация (имеется у Петрова С.А.).

В соответствии с современными данными, посттравматическое стрессовое расстройство может быть острым, хроническим и отсроченным. Хроническим синдром посттравматического стрессового расстройства считается, когда симптомы сохраняются более чем 3 месяца, отсроченным - когда симптомы не появляются по крайней мере 6 месяцев. При хроническом и отсроченном синдроме посттравматического стрессового расстройства из-за большого промежутка времени между травмой и появлением симптомов связь между ними часто скрыта. Симптомы нарастают в течение длительного времени, и состояние часто трудно поддается лечению.

Роль психической травмы в развитии посттравматического стрессового расстройства рассматривают причинной, провоцирующей, патопластической. При этом психическая травма является первичным и специфическим этиологическим компонентом.

В основе современных психофизиологических подходов патогенеза ПТСР лежит теория стресса Селье Г.. Центральным положением его концепции является гомеостатическая модель самосохранения организма и мобилизация ресурсов для реакции на стрессор. Этот синдром в своем развитии проходит три стадии: 1) реакцию тревоги, 2) стадию резистентности, 3) стадию истощения.

В настоящее время Петров С.А.  находится в стадии стрессового истощения из-за распространения Звонаревым О.Д. №345-678-2017 от 15.05.2017 г. Иванову Р.Л. негативных сведений, не доказанных до настоящего времени в установленном законом порядке (в соответствии со ст.49 Конституции РФ) о нарушении им действующего законодательства.

Текущее психологическое состояние Белова В.Г., 03.01.1967 г.р., связано напрямую с психотравмой, полученной в связи с распространением
Звонаревым О.Д. в тексте ответа №345-678-2017 от 15.05.2017 г. Иванову Р.Л. негативных сведений, не доказанных до настоящего времени в установленном

законом порядке, о нарушении им действующего законодательства, так как его психологическое состояние соответствует критериям возникновения посттравматического стрессового расстройства.