Психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего

Психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

Обстоятельства дела

известны эксперту в объёме, изложенном в постановлении о назначении комплексной психолого-психиатрической судебной экспертизы (по документам) несовершеннолетнему потерпевшему Борисову П.А., 30.09.2011 г.р., от 13.10.2015 г. по материалам уголовного дела №500890.

Следователь-криминалист следственного отдела по 1-му району ГСУ СК России капитан юстиции Румянцев О.Д., рассмотрев материалы уголовного дела №500890.

Установил:

Настоящее уголовное дело возбуждено 03.09.2015 г. в следственном отделе по 1-му району ГСУ СК России по признакам преступления, предусмотренного п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ, в отношении Власова П.Л.

В ходе предварительного следствия установлено, что Власов П.Л., в период времени с 22 ч. 15  мин. 02.09.2015 г.  по 08 ч. 00 мин. 03.09.2015 г., имея умысел на совершение насильственных действий сексуального характера в отношении малолетнего Борисова П.А., 30.09.2011 г.р., не достигшего четырнадцатилетнего возраста, находясь в квартире 244 дома 6 корп. 19 по ул. Новой 1-го района г. Санкт-Петербурга, руководствуясь низменными побуждениями, с целью удовлетворения своих сексуальных потребностей, используя беспомощное состояние потерпевшего Борисова П.А., выразившееся в его малолетнем возрасте и недостаточной осведомленности последнего в вопросах взаимоотношения полов, а также в его не информативности о риске сексуальных злоупотреблений со стороны взрослых, способах избегания опасных ситуаций и действий в подобных случаях, совершил в отношении Борисова П.А. иные насильственные действия сексуального характера, а именно целовал в губы, ввел ему палец своей руки в заднепроходное отверстие, причинив последнему физическую боль и нравственные страдания, а также нарушив его право на половую неприкосновенность.

К уголовной ответственности по данному уголовному делу привлечен Власов Пётр Леонидович, 18.11.1988 г.р., уроженец гор. Ленинград, зарегистрированный по адресу: г.

Санкт-Петербург, Красный бульвар, д. 90, кв. 6, на момент совершения преступления проживал по адресу: г. Санкт-Петербург, 1-ый район, ул. Новая, д. 36, корп. 19, кв. 244, работающий санитаром патологоанатомического отделения «Главная городская больница N», холост, не судим, который 03.09.2015 г. задержан в порядке ст.ст. 91-92 УПК РФ. (фактически задержан 03.09.2015 г. в 19 ч. 50 мин.).

В качестве потерпевшего признан и допрошен малолетний Борисов Павел Алексеевич, 30.09.2011 г.р., который в ходе допроса с применением видеозаписи для фиксации хода следственного действия пояснил обстоятельства совершенного в отношении него насильственных действий сексуального характера.

В настоящее время для определения индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетнего потерпевшего Борисова П.А. необходимо назначить и провести комплексную психолого-психиатрическую судебную экспертизу (по документам).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 38, 196 и 199 УПК РФ.

Постановил:

Назначить комплексную психолого-психиатрическую судебную экспертизу (по документам) несовершеннолетнему потерпевшему Борисову П.А.
                                      

 Поставленные  перед экспертами вопросы:

  1. Каков уровень когнитивного и эмоционально-волевого развития ребенка – несовершеннолетнего Борисова Павла Алексеевича, 30.09.2011 г.р., соответствует ли развитие данного ребенка его возрасту?
  2. Каково психическое здоровье и психосексуальное развитие ребенка - Борисова Павла Алексеевича, 30.09.2011 г.р.?
  3. Соответствует ли соматосексуальное развитие Борисова Павла Алексеевича, 30.09.2011 г.р. усредненной возрастной норме? Если нет, то чем это несоответствие проявляется? Как оно могло повлиять на поведение несовершеннолетнего в момент совершения преступления?
  4. Каков уровень осведомленности несовершеннолетнего Борисова Павла Алексеевича, 30.09.2011 г.р., о сексуальности человека и отношении полов, а также о сексуальных взаимоотношениях Борисовой У.Д. и Власова П. Л.?
  5. Может ли Борисов Павел Алексеевич, 30.09.2011 г.р., по уровню своего психосексуального развития или в силу возможных аномалий сексуальности правильно воспринимать иные насильственные действия сексуального характера по отношению к нему со стороны Власова П. Л. и давать о них показания с правильным воспроизведением событий и обстоятельств?
  6. Имелись ли для Борисова Павла Алексеевича, 30.09.2011 г.р., какие-либо непосредственные и отдаленные последствия в результате совершения с ним указанных сексуальных действий? Если да, то какие и какова степень тяжести наступивших расстройств психической и сексуальной сфер?
  7. Какова степень эмоционального благополучия ребенка – Борисова Павла Алексеевича, 30.09.2011 г.р., на текущий момент?

  Поставленные  перед экспертами вопросы, заявленные стороной защиты:

  1. Учитывая возрастные и индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего Борисова П.А., его психологическое состояние, а также конкретные обстоятельства исследуемой ситуации, мог ли подэкспертный адекватно воспринимать происходящие события, сохранить их в памяти и давать показания?
  2.  Соответствует ли уровень развития несовершеннолетнего Борисова П.А. его возрасту?
  3. Имеются ли у Борисова П.А. признаки повышенной внушаемости, фантазирования?
  4. Каков уровень интеллектуального и речевого развития ребенка, учитывая его возрастные и индивидуально-психологические особенности, состояние здоровья?
  5. Каковы особенности семейного воспитания ребенка, привязанности его к матери, ее значимости для ребенка?
  6. Есть ли в характеристике ребенка такие особенности как эмоциональная неустойчивость, внушаемость, эгоцентризм, склонность к фантазированию?
  7. Каковы особенности взаимоотношений ребенка с обвиняемым и его место в жизненном сценарии ребенка?
  8. Каков уровень осведомленности ребенка о сексуальных взаимоотношениях матери и обвиняемого, о сексуальных взаимоотношениях полов вообще?
  9. Каковы особенности реагирования ребенка в исследуемой стрессовой ситуации, учитывая его отношение к обвиняемому, уходу матери ночью и оставление его матерью впервые ночью, взаимоотношения матери и обвиняемого?
  10. Каков уровень и динамика психической адаптации ребенка в период следственных действий?
  11. Соответствует ли уровень речевого развития ребенка лексико-грамматическим и словарным характеристикам его ответов в процессе следственных действий (допрос)?

На исследование представлены:

  • копия постановления;
  • копия из материалов уголовного дела №500890;
  • видеозапись допроса несовершеннолетнего потерпевшего Борисова П.А;
  • заключения специалистов №48/2015-КПЛ.

В исследовании применялись следующие методики:

Для решения поставленных задач был применен психолого-сексолого-психиатрический анализ материалов представленного дела (анамнез, катамнез, описание психического состояния, анализ имеющихся симптомов психических расстройств и психического и сексуального здоровья, клинико-психопатологическое и патопсихологическое исследования), а также заключения специалистов №48/2015-КПЛ.

Выводы по результатам исследования:

По вопросу 1.

Как следует из заключения специалистов №48/2015-КПЛ эмоциональный фон у ребенка ровный; к незнакомым людям он относится доброжелательно, и в то же время с любопытством. В контакт вступает с охотой, наблюдает за психологом и процедурой исследования. Высказывает желание к взаимодействию с бабушкой, также проявляет желание к общению с мамой, дядей Петей, папой Лёшей, бабушкой Людой. Для Павла характерны исполнительность, бережное отношением к бабушке, маме; к Пете он также относится доброжелательно и хотел бы, чтобы он проживал с ними. Развитие психики Павла осуществляется главным образом на основе ведущей деятельности – учения и игры.

Согласно данным заключения №48/2015-КПЛ в процессе обследования ребенок больше любит говорить. Инструкции понимает и выполняет. В целом мотивация к выполнению заданий относительно устойчивая. Мышление преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное: привлекают манипуляции с игрушками. Мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ) происходят еще на фоне манипуляции с предметами (соотносящих и орудийных действий), но ребенок уже может решать некоторые задачи с опорой на «картинку», т.е. только на зрительное восприятие ситуации.

 Отмечаются элементы ролевой игры. Словарный запас достаточный, фразы развернутые. Речь в целом грамматически правильная. Общая осведомленность и бытовые навыки соответствуют возрастной норме. Интересуется материалами психолога: перебирает цветные кубики (называя правильно их цвета), играет с машинками. Задает много вопросов. Отмечаются начальные навыки счета, не автоматизированные. Внимание и память в большей степени непроизвольны: концентрация на ярких, эмоциональных событиях. Для восприятия Павла характерно использование простых сенсорных эталонов (геометрические формы, цвета). Таким образом, можно сделать вывод о высокой адекватной самооценке Павла.

 По данным заключения №48/2015-КПЛ Павел в психолого-психиатрическом плане соответствует своим возрастным нормам. Признаков задержки психического развития не обнаружено. В целом интеллектуальное развитие соответствует возрасту. В своём поведении Павел доброжелателен, с доверием относится к маме; к бабушкам Ане и Люде, дяде Пете и папе Лёше; лживость в его показаниях не обнаруживается. Речь понятная, имеет достаточный словесный запас, выражения носят вполне конкретный характер.

Внимание при разговоре и в моделируемой игровой ситуации вполне достаточное.

В эмоционально-волевой и личностной сфере отмечаются легкий уровень тревоги, в связи с тем, что дядя Петя сейчас в тюрьме и он не может с ним общаться.

Таким образом, у Павла отсутствуют признаки задержки психического развития; в целом уровень когнитивного и эмоционально-волевого развития ребенка – несовершеннолетнего Борисова Павла Алексеевича, 30.09.2011 г.р.,  соответствует возрастному этапу развития.

По вопросу 1.2.

В соответствии с уставом Всемирной организации здравоохранения «здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствия заболевания или неполноценности».

Г.К. Ушаковым были предположены следующие критерии психического здоровья:

  1. причинная обусловленность психических явлений, их необходимость, упорядоченность в соответствии с возрастным этапом развития (имеется у Павла);
  2. соответствующая возрасту человека зрелость чувств (имеется у  Павла);
  3. максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности и отношение человека к ней (имеется у Павла);
  4. соответствие реакций силы и частоты внешних раздражителей (имеется у Павла);
  5. критический подход к обстоятельствам жизни в соответствии с возрастом (имеется у Павла);
  6. способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в разных коллективах в соответствии с возрастом (имеется у Павла);
  7. адекватность реакций общественным обстоятельствам в соответствии с возрастом (имеется у Павла);
  8. чувство ответственности за близких членов семьи в соответствии с возрастом (имеется у Павла);
  9. постоянство и идентичность переживаний в однотипных обстоятельствах в соответствии с возрастом (имеется у Павла);
  10. способность изменить способ поведения в зависимости от смены жизненных обстоятельств в соответствии с возрастом (имеется у Павла);
  11. самоутверждение в обществе (коллективе) без ущерба для остальных его членов в соответствии с возрастом (имеется у Павла);

Возникающие представления (понятия) о половых различиях лишены специфической чувственной окраски. Постепенно Павел осознает, что и взрослые, и его товарищи по играм разделяются на мужчин и женщин, мальчиков и девочек по внешним признакам (одежда, прическа и т. д.), а также по тому, что половые различия связаны с разницей в телосложении и в строении половых органов. Проявляемый интерес Павла к гениталиям детей противоположного пола совершенно не имеет специфически чувственной окраски и является, по сути, чисто исследовательским интересом.

Таким образом, психические познавательные процессы, волевые и эмоциональные процессы, интеллект и мышление Борисова П.А.  находятся в пределах средних нормативных значений; у него отмечается сохранность критических и прогностических способностей в соответствии с возрастным этапом развития, то есть Павел психически здоров.

Следует отметить, что Павел четко идентифицирует самого себя с определенным полом — мужским. Он знает, что он мальчик и умеет различать пол других людей (делит их на мужчин и женщин), понимает, в чем мужчина и женщина различается по физической основе сексуальных различий. Он стремится играть в мужские игры (с машинками), стать в дальнейшем врачом. Проявляет в соответствии со своим возрастным этапом развития большое любопытство к вопросам секса, очевидный интерес к гениталиям.

Павел находится на стадии психосексуального развития, связанной с усвоением основных представлений о своей роли, поведении, взаимодействии с взрослыми с точки зрения пола, он осознаёт половую принадлежность, у него возникает любопытство, направленное на половые признаки, половые органы (формируется половое самосознание).

По вопросу 1.3.

Соматосексуальное развитие Борисова Павла Алексеевича, 30.09.2011 г.р., соответствует усредненной возрастной норме.

По вопросу 1.4.

         Борисов Павел Алексеевич, 30.09.2011 г.р., осведомлен о сексуальных взаимоотношениях Борисовой У.Д. и Власова П.Л. в соответствии с возрастным этапом своего развития – что у них отношения как у папы с мамой. Он также знает, что у него есть свой папа – Лёша; а это – дядя Петя.

По вопросу 1.5.

В силу возрастного этапа развития Борисов Павел Алексеевич, 30.09.2011 г.р., по уровню своего психосексуального развития не может правильно воспринимать иные насильственные действия сексуального характера по отношению к нему со стороны Власова П.Л. и давать о них показания с правильным воспроизведением событий и обстоятельств.

По вопросу 1.6.

Объективных данных о том, что для Борисова Павла Алексеевича, 30.09.2011 г.р., имелись какие-либо непосредственные и отдаленные последствия в результате совершения с ним указанных сексуальных действий не обнаружено.

По вопросу 1.7.

На текущий момент Борисов Павел Алексеевич, 30.09.2011 г.р., находится в состоянии эмоционального благополучия, которое характеризуется отсутствием каких-либо болезненных психологических проявлений и обеспечивает поведение, адекватное окружающей обстановке. Он уверен в себе, легко общается со сверстниками и взрослыми, принимает активное участие в познании окружающего мира, у него высокий уровень самочувствия, активности и настроения.

По вопросу 2.

Учитывая возрастные и индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего Борисова П.А., его психологическое состояние, а также конкретные обстоятельства исследуемой ситуации, подэкспертный не мог адекватно воспринимать происходящие события, сохранить их в памяти и давать показания.

По вопросу 2.1.

Как уже отмечалось выше, у Павла отсутствуют признаки задержки психического развития; в целом уровень когнитивного и эмоционально-волевого развития ребенка – несовершеннолетнего Борисова Павла Алексеевича, 30.09.2011 г.р., соответствует возрастному этапу развития.

По вопросу 2.2.

Под внушаемостью понимают индивидуальную восприимчивость к внушениям, или прививание чужой идеи, помимо сознания человека. В последнее время внушаемость рассматривается как свойство личности, динамичный характер которой, прежде всего, детерминирован отношениями, складывающимися в процессе общения между людьми. Внушаемость отличается от конформности как сознательного изменения (подстройки) своего мнения под влиянием группы или значимого человека.

Обладая высокой внушаемостью, Павел как бы чувствует себя обязанным оправдать ожидания взрослого – мамы, подтверждая положительным ответом, содержащееся в ее поведении (невербальном проявлении) при возвращении 03.09.2015 г.из ночного клуба негативное отношение из-за возникшего у них конфликта к Власову П.Л. Внушающим эффектом в этом случае являлось совпадение (резонанс) мнения значимого другого – мамы, с собственным мнением, во многом основанным в данном возрасте на чувстве эмоциональной близости и боязни наказания.

Результаты исследования показали, что Борисов П.А., обладает повышенным уровнем фантазирования, что проявляется в стремлении дорисовать картинки; кроме того, он сам, демонстрируя высокую привязанность к Власову П.Л., говорит с сожалением, что не может общаться с ним, так как он сидит в тюрьме из-за того, что он, боясь разгневанную вернувшуюся из ночного клуба маму, наговорил на дядю Петю, что он его целовал и совал в попу палец, хотя такого и не было.

По вопросу 2.3.

Уровень интеллектуального и речевого развития Павла находится в пределах средних нормативных значений и соответствует возрастному этапу развития ребенка.

По вопросу 2.4.

Павел отдает большое предпочтение общению с папой Лёшей, мамой, бабушками Аней и Людой, а также с дядей Петей. При выборе подарков на картинках Павел всегда их адресовал всем перечисленным лицам. Такое поведение Павла отражает возникающие общности с папой Лёшей, мамой, бабушками Аней и Людой, а также с дядей Петей, когда ребенок воспринимает себя и перечисленных лиц как единое, неразрывное целое.

По данным заключения № 48/2015-КПЛ при выполнении методики «Лесенка» Павел поставил на первую ступеньку робота (признак большой фантазии), на четвертую (вторым по порядку) – себя, что свидетельствует о его высокой адекватной самооценке; а вторую ступеньку (четвертым номером) он поставил дядю Петю, на третью – (третьим номером) маму, затем на четвертую – тетю, на пятую (под пятым и седьмыми номерами – бабушку Аню и папу Лёшу, на шестую – бабушку Люду. Таким образом, у Павла сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность; в его семье отмечаются хорошие отношения между ним, мамой, бабушками Аней и Людой, дядей Петей и папой Лёшей, он бережно относится к ним, сожалеет, что дядя Петя в тюрьме (как он говорит), хотя он ему ничего и не делал.

На момент обследования Павел в психолого-педагогическом плане соответствует своим возрастным нормам. Признаков задержки психического развития не обнаружено.

При выполнении методики «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллера в модификации Т.В. Румянцевой) Павел отразил в нарисованном кругу последовательно сначала себя в центре и кружком относительно большой величины, затем рядом с собой по окружности папу Лёшу, маму, бабушку Аню, бабушку Люду (несколько в стороне, хотя и на четвертом месте и шестом месте соответственно), затем - на пятом месте и рядом с собой дядю Петю.

Полученные данные свидетельствует о его большой привязанности в первую очередь к папе Лёше и маме; при этом для него очень важную ценность в плане общения имеют также бабушка Аня, бабушка Люда и дядя Петя и он также привязан к ним и хочет с ними общаться.

Таким образом, в семье Павла реализуется преимущественно демократический стиль воспитания; в то же время имеются признаки гиперопеки ребенка со стороны матери – Ульяны; он находится под бдительным надзором, он постоянно слышит строгие приказания, на него налагаются многочисленные запреты. В результате ребенок становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, свои интересы. Полученные данные свидетельствует о его большой привязанности в первую очередь к папе Лёше и маме. Мама очень значима для ребенка.

Во время исследования получены объективные данные о том, что мать – Ульяна, находясь в нетрезвом состоянии по возвращению из ночного клуба 03.09.2015 г., будучи уставшей, задавая вопросы, навела сына Павла на эхо-ответы в соответствии со своими ожиданиями, тем самым формируя негативный образ Власова П.Л., в глазах ребенка.

По вопросу 2.5.

Как уже отмечалось выше, у Борисова Павла Алексеевича, 30.09.2011 г.р., отмечается высокий уровень внушаемости и склонности к фантазированию в силу возрастного этапа развития, незрелости психики; с высокой внушаемостью высоко связана эмоциональная неустойчивость. Также у Павла имеется и высокий уровень эгоцентризма в силу возрастного этапа развития. Эгоцентризм – это ощущение ребенка, что весь мир крутится вокруг него. Это мешает понять, что у окружающих могут быть свои собственные чувства, желания и потребности, и может приводить эгоцентриста к конфликтам. В детстве каждый ребенок – эгоцентрик, но естественно каждый в разной степени. Очень ярко эгоцентризм у большинства детей проявляется в раннем детском возрасте, и это является нормой, в том числе и для Павла.

По вопросу 2.6.

Павел тепло отзывается о Власове П.Л., говорит, что наговорил на него о том, что он его целовал и совал в попу палец, переживает, что Петя сейчас в тюрьме из-за него, и что ему не хватает общения с Петей,  и он хочет с ним жить и общаться.

По вопросу 2.7.

Борисов Павел Алексеевич, 30.09.2011 г.р., осведомлен о сексуальных взаимоотношениях Борисовой У.Д. и Власова П.Л. в соответствии с возрастным этапом своего развития – что у них отношения как у папы с мамой. Он также знает, что у него есть свой папа – Лёша; а это – дядя Петя.

По вопросу 2.8.

Как уже отмечалось выше, во время исследования получены объективные данные о том, что мать – Ульяна, находясь в нетрезвом состоянии по возвращению из ночного клуба 03.09.2015 г., будучи уставшей, задавая вопросы, навела сына Павла на эхо-ответы в соответствии со своими ожиданиями, тем самым формируя негативный образ Власова П.Л. в глазах ребенка.

По вопросу 2.9.

Как уже отмечалось выше, на текущий момент Борисов Павел Алексеевич, 30.09.2011 г.р., находится в состоянии эмоционального благополучия, которое характеризуется отсутствием каких-либо болезненных психологических проявлений и обеспечивает поведение, адекватное окружающей обстановке. Он уверен в себе, легко общается со сверстниками и взрослыми, принимает активное участие в познании окружающего мира, у него высокий уровень самочувствия, активности и настроения. Ребенок достаточно адаптирован и не находится в стрессе.

По вопросу 2.10.

Уровень речевого развития Борисова Павла Алексеевича, 30.09.2011 г.р., соответствует лексико-грамматическим и словарным характеристикам его ответов в процессе следственных действий (допроса). Павел в соответствии со своим возрастным этапом развития в достаточной мере понимает и употребляет глаголы с различными лексическими значениями (эмоционального состояния человека, движения, предметных действий, антонимов - приставочных глаголов с противоположным значением, глаголов с разными основами, глаголов-синонимов, возвратных глаголов и др.); различает единственное и множественное число; обладает умением завершать незаконченную фразу и умением составлять предложения из слов в начальной форме (при постепенном усложнении синтаксической структуры предложений).