Психолого-педагогическое исследование семьи Сергеевых

Психолого-педагогическое исследование семьи Сергеевых

 На разрешение специалиста  поставлены вопросы:


1. Каковы психологические особенности личности Сергеева Ярослава Федоровича, 29.07.1972 года рождения и Сергеевой Елены Васильевны , 10.05.1979 года рождения?

2.Каково психологическое отношение Сергеева Я.Ф. и Сергеевой Е.В. к несовершеннолетним детям -  Сергеевой Ю.Я., 24.10.2005 года рождения, Сергееву О.Я., 10.10.2009 года рождения и Сергееву Д.Я., 06.11.2013 года рождения?

3. Каков был психологический климат в семье Сергеева Я.Ф. и Сергеевой Е.В.? Какова оценка их педагогических способностей как воспитателей несовершеннолетних детей?

4. Какое влияние могут оказать психологические особенности Сергеева Я.Ф. и Сергеевой Е.В. на несовершеннолетних детей - Сергееву Ю.Я., 24.10.2005 года рождения, Сергеева О.Я., 10.10.2009 года рождения и Сергеева Д.Я., 06.11.2013 года рождения?


Обстоятельства дела:

Обстоятельства дела известны из беседы, наблюдения, проведения психолого-педагогического  исследования Сергеева Ярослава Федоровича, 29.07.1972 года рождения и Сергеевой Елены Васильевны, 10.05.1979 года рождения, Сергеевой Ю.Я., 24.10.2005 года рождения, Сергеева О.Я., 10.10.2009 года рождения и Сергеева Д.Я., 06.11.2013 года рождения.


В исследовании применялись следующие методы:

Психологическое наблюдение, беседа; многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В), опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми  И.М. Марковской (вариант для родителей дошкольников и младших школьников), методика «Семейная социограмма» (Э.Г.Эйдемиллера, в модификации Т.В.Румянцевой).

1)Многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В). Опросник предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения.

Опросник FPI содержит 12 шкал; форма В отличается от полной формы только в два раза меньшим числом вопросов. Общее количество вопросов в опроснике – 114. Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер. Шкалы опросника I–IX являются основными, или базовыми, a X-XII – производными, интегрирующими. Производные шкалы составлены из вопросов основных шкал и обозначаются иногда не цифрами, а буквами Е, N и М соответственно.

Шкала I (невротичность) характеризует уровень невротизации личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями.

Шкала II (спонтанная агрессивность) позволяет выявить и оценить психопатизацию интротенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения.

Шкала III (депрессивность) дает возможность диагностировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки по шкале соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде.

Шкала IV (раздражительность) позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию.

Шкала V (общительность) характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.

Шкала VI (уравновешенность) отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности к воздействию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.

Шкала VII (реактивная агрессивность) имеет целью выявить наличие признаков психопатизации экстратенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о высоком уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию.

Шкала VIII (застенчивость) отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу. Высокие оценки по шкале отражают наличие тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах.

Шкала IX (открытость) позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Оценки по данной шкале могут в той или иной мере способствовать анализу искренности ответов обследуемого при работе с данным опросником, что соответствует шкалам лжи других опросников.

Шкала Х (экстраверсия – интроверсия). Высокие оценки по шкале соответствуют выраженной экстравертированности личности, низкие – выраженной интровертированности.

Шкала XI (эмоциональная лабильность). Высокие оценки указывают на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкие оценки могут характеризовать не только высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой.

Шкала XII (маскулинизм – феминизм). Высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие – по женскому.

Обработка результатов. Первая процедура касается получения первичных, или “сырых”, оценок. Для ее осуществления необходимо подготовить матричные формы ключей каждой шкалы на основе общего ключа опросника. Для этого в бланках чистых ответных листов, идентичных тем, которыми пользовались испытуемые, вырезаются “окна” в клетках, соответствующих номеру вопроса и варианту ответа. Полученные таким образом шаблоны поочередно, в соответствии с порядковым номером шкалы, накладываются на заполненный исследуемым ответный лист. Подсчитывается количество отметок (крестиков), совпавших с “окнами” шаблона. Полученные значения заносятся в столбец первичных оценок протокола занятия. Затем сырые баллы переводятся в стены с помощью таблицы.

2)Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми» И.М. Марковской (вариант для родителей дошкольников и младших школьников) позволяет диагностировать детско-родительские отношения и взаимодействия методом шкалирования. Методика ориентирована на то, чтобы вопросы были понятны не только родителям, но и детям, их содержание рассчитано на семьи с различным составом и жизненным опытом, а утверждения подходят и к отцу, и к матери. Взрослый вариант опросника содержит 60 вопросов и имеет аналогичную детскому варианту структуру.

При заполнении опросника предлагается оценить степень согласия с каждым утверждением по пятибалльной системе: 1 балл – совершенно не согласен; 5 баллов – совершенно согласен, это утверждение абсолютно подходит.

Опросник имеет две формы: подростковый вариант и вариант для родителей дошкольников и младших школьников.

В опроснике «Взаимодействие родитель – ребенок» (ВВР), вариант для родителей дошкольников и младших школьников представлены следующие 10 шкал.

1-я шкала: нетребовательность – требовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем более высокого уровня ответственности он ожидает от ребенка.

2-я шкала: мягкость – строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о степени принуждения ребенка к чему–либо.

3-я шкала: автономность – контроль по отношению к ребенку. Чем выше показатели по этой шкале, тем выраженнее контролирующее поведение по отношению к ребенку.

4-я шкала: эмоциональная дистанция – эмоциональная близость ребенка к родителю. Эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точности представлений родителей, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка.

5-я шкала: отвержение – принятие ребенка родителем. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием его благоприятного развития, его самооценки.

6-я шкала: отсутствие сотрудничества – сотрудничество. Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношении родителей и детей.

7-я шкала: тревожность за ребенка.

8-я шкала: непоследовательность – последовательность. Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия. В этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений.

9-я шкала: воспитательная конфронтация в семье.

10-я шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По данным этой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре детско-отцовских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.

3)Методика «Семейная социограмма» (Э.Г.Эйдемиллера, в модификации Т.В.Румянцевой). Методика «Семейная социограмма» относится к рису­ночным проективным тестам. Она позволяет выявить семейную модель партнеров, динамику семейных взаимо­отношений, положение человека в системе межличностных семейных отношений и, кроме того, определить уровень его близости—отчужденности во взаимоотношениях.

Исходные положения интерпретации

  1. Круг является символом, графической моделью се­мейного пространства человека. Границы круга — семейные границы. Кружки символизируют личностное пространство членов семьи.
  2. Величина кружков отражает особенности самооценки и значимости членов семьи с точки зрения автора рисунка. Разница в величине кружков у членов семьи говорит об их разной значимости в глазах испытуемого.
  3. Расположение кружков в пространстве тестового поля круга и по отношению друг к другу выявляет положение чле­нов семьи в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье.
  4. Расстояние между кружками показывает особенности психологической дистанции между членами семьи, выявляет их уровень близости—отчужденности (слияния—отдельности).
  5. Анализ рисунков семьи в прошлом, настоящем и будущем у обоих партнеров дает информацию об их инди­видуальных моделях семьи, ее трансформациях, а также поз­воляет сделать прогноз относительно совместимости данных семейных моделей.

Ключевыми показателями содержательного анализа результатов выполнения теста являются следующие:

  1. число членов семьи, попавших в площадь круга;
  2. соотношение величины кружков;
  3. расположение кружков относительно друг друга;
  4. дистанция между кружками.

Оценка результатов

При оценке результата по первому показателю сопоставля­ется число членов семьи, изображенных клиентом, с реальным. Так, член семьи, с которым клиент находится в конфликтных отношениях, может не попасть в большой круг. В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.

Далее обращается внимание на соотношение величины кружков. Больший по сравнению с другими кружок говорит о большей значимости данного члена семьи, о его доста­точной или завышенной самооценке, меньший - о меньшей значимости и пониженной самооценке с точки зрения автора рисунка.

Третий показатель — расположение кружков в площади тестового поля круга и по отношению друг к другу. Располо­жение клиентом своего кружка в центре может говорить об эгоцентрической направленности личности, а помещение себя внизу, в стороне от кружков, символизирующих других членов семьи, может указывать на переживание эмоциональной от­верженности. Наиболее значимые члены семьи изображаются в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.

Расстояние между кружками интерпретируется следую­щим образом. Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении этого члена семьи. «Слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, говорит о недифференцированности «Я» у членов семьи, наличии симбиотических связей.


                                                    ВЫВОДЫ:


1. Каковы психологические особенности личности Сергеева Ярослава Федоровича, 29.07.1972 года рождения и Сергеевой Елены Васильевны, 10.05.1979 года рождения?

По результатам беседы, наблюдения, проведения психолого-педагогического исследования Сергеева Ярослава Федоровича, 29.07.1972 года рождения и Сергеевой Елены Васильевны, 10.05.1979 года рождения  выяснилось следующее.

Сергеев Я.Ф. родился 29.07.1972 года в г. Москве в полной семье. В средней школе успешно справлялся с программой обучения. После окончания школы поступил в Горный университет в г. Санкт-Петербурге. Работает по профилю полученного образования.

Женат вторым браком. Познакомился  с Сергеевой Е.В. в 2001 году. У них 24.10. 2005 г. родилась дочь – Сергеева Ю.Я., а 10.10.2009  г. родился сын – Сергеев О.Я.; кроме того у Сергеева Я.Ф. имеется внебрачный сын – Сергеев Д.Я, 06.11.2013 года рождения, который фактически проживает с Сергеевым Я.Ф и Сергеевой Е.В. на протяжении последних 6 месяцев. 

Сергеева Елена Васильевна, 10.05.1979 года рождения, родилась в г.Ленинграде, в полной семье, средний балл обучения в школе  4,3. После окончания школы поступила и окончила Институт водного транспорта; в дальнейшем работает по профилю полученного образования.

С самого начала отношений Сергеева Я.Ф. и Сергеевой Е.В. они характеризуются как семейный союз двух людей, основанный на взаимной заботе друг о друге; творческий союз, он и привел к созданию полноценной семьи.

Для Сергеева Я.Ф. (по результатам выполнения методики FPI, наблюдения, беседы) характерны низкие  показатели невротичности, спонтанной агрессивности, раздражительности, реактивной агрессивности,  эмоциональной лабильности, маскулинизма-феминизма, застенчивости, средний показатель экстраверсии-интроверсии, и высокие показатели общительности, уравновешенности, открытости.

Для  Сергеевой Е.В.  (по результатам выполнения методики FPI, наблюдения, беседы) также характерны низкие  показатели невротичности, спонтанной агрессивности, раздражительности, реактивной агрессивности,  эмоциональной лабильности,  экстраверсии-интроверсии, средние показатели общительности, застенчивости, маскулинизма-феминизма и высокие показатели уравновешенности, открытости.

То есть у Сергеева Я.Ф. и Сергеевой Е.В. отмечаются благоприятные личностные профили для общения с несовершеннолетними детьми.

 

2. Каково психологическое отношение Сергеева Я.Ф. и Сергеевой Е.В. к несовершеннолетним детям - Сергеевой Ю.Я., 24.10.2005 года рождения, Сергееву О.Я., 10.10.2009 года рождения и Сергееву Д.Я., 06.11.2013 года рождения?

Усредненные показатели по шкалам опросника для изучения взаимодействия родителей (ВРР) с детьми  И.М. Марковской (вариант для родителей дошкольников и младших школьников)  позволили сделать выводы о том, что для Сергеева Я.Ф.  и Сергеевой Е.В.     характерны такие черты, как высокие показатели близости, принятия, сотрудничества с детьми,  последовательности в своих требованиях к ним, удовлетворенность отношениями с детьми, умеренные показатели требовательности, контроля,  тревожности за детей и низкие показатели строгости и воспитательной конфронтации в семье.

У Сергеева Я.Ф. и Сергеевой Е.В. отмечается  полное принятие несовершеннолетних детей;  они  удовлетворены отношениями с ними.

Об этом же свидетельствуют результаты выполнения методики «Семейная социограмма» (Э.Г.Эйдемиллера, в модификации Т.В.Румянцевой); при выполнении методики Сергеев Я.Ф.  сначала на первой позиции нарисовал кружком самой большой величины себя, потом рядом с собой кружком чуть меньшей величины  свою жену -  Сергееву Е.В., затем детей  - Юлию, Олега, Дмитрия  и Анну (дочь от первого брака); при этом кружки находятся рядом друг с другом, что свидетельствует о большой взаимной  связи отца с детьми.

При выполнении  методики «Семейная социограмма» (Э.Г.Эйдемиллера, в модификации Т.В.Румянцевой) Сергеевой Е.В. она сначала на первой позиции нарисовала кружком самой средней величины  себя, потом рядом с собой кружком такой же величины и чуть выше  - мужа – Сергеева Я.Ф.  , а затем кружками одинаковой величины детей – Анну (дочь мужа от первого брака), Юлию, Олега и Дмитрия; при этом кружки находятся рядом друг с другом, что также свидетельствует о большой взаимной  связи матери  с детьми.

То есть Сергеев Я.Ф. и Сергеева Е.В. удовлетворены отношениями с детьми; дети  имеют большую значимость для них; профиль отношений с ними   имееет положительное значение и отражает большую  связь Сергеева Я.Ф. и Сергеевой Е.В.с детьми.

По данным беседы, наблюдения,  выполнения методик можно сделать выводы о том, что Сергеев Я.Ф. и Сергеева Е.В. имеют высокую   привязанность к детям – Юлии, Олегу, Дмитрию и Анне.

3. Каков был психологический климат в семье Сергеева Я.Ф и Сергеевой Е.В.? Какова оценка их педагогических способностей как воспитателей несовершеннолетних детей?

В семье Сергеева Я.Ф. и Сергеевой Е.В. отмечается благоприятный психологический климат, который способствует установлению соматического и психического равновесия, гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи и способствует гармоничному развитию детей.

Также следует отметить, что в семье Сергеева Я.Ф. и Сергеевой Е.В. реализуется преимущественно авторитетный стиль взаимоотношений, который характеризуется теплым эмоциональным принятием детей  и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития автономии каждого ребенка. Они реализуют демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учетом растущей компетентности детей.

Для Сергеева Я.Ф. и Сергеевой Е.В.  как воспитателей собственных детей  характерно наличие  таких педагогических способностей, как  выраженная потребность в социальном взаимодействии со своими детьми, проявляющейся  в желании научить, передать знания, общаться с ними, в стремлении рационально и полезно организовать деятельность детей, разнообразить их  жизнь. Сергеев Я.Ф. и Сергеева Е.В.  педагогически тактичны, им свойственны  критичность, остроумие, последовательность в своих требованиях к детям.

Основной мотивацией требований Сергеева Я.Ф. и Сергеевой Е.В. к   детям   является их  стремление к максимальной социально-психологической адаптации детей, сохранению их  психологического и соматического здоровья, созданию  благоприятных условий для нормального и всестороннего психического развития детей и  обеспечения их интересов.

 

4. Какое влияние могут оказать психологические особенности Сергеева Я.Ф. и Сергеевой Е.В. на несовершеннолетних детей  - Сергееву Ю.Я., 24.10.2005 года рождения, Сергеева О.Я., 10.10.2009 года рождения и Сергеева Д.Я., 06.11.2013 года рождения?

Как уже отмечалось выше, Сергеев Я.Ф. и Сергеева Е.В. имеют положительный психологический профиль личности, обладают необходимыми данными и навыками для воспитания несовершеннолетних детей в сфере формирования у них культурно-гигиенических навыков, физического воспитания, интеллектуального развития, личностного становления, нравственного и этического воспитания.

Положительный психологический профиль Сергеева Я.Ф. и Сергеевой Е.В.,  их   большая привязанность к детям, благоприятный   психологический климат в их   семье, а также методы воспитания  положительно повлияют на воспитание, поведение и эмоциональное состояние детей - Сергеевой Ю.Я., 24.10.2005 года рождения, Сергеева О.Я., 10.10.2009 года рождения и Сергеева Д.Я., 06.11.2013 года рождения.