Экспертиза семейных отношений

Экспертиза семейных отношений

 

Краткое описание: мать несовершеннолетней дочери лишена возможности жить вместе с ней. Дочь живет с отцом. Отец и мать находятся в ссоре.

Задача: необходимо определить порядок общения родителей с ребенком.

Обстоятельства дела по предъявленной документации:

Исходя из анализа материалов дела Иванова А.С. обратилась во Пиньковский районный суд Санкт-Петербурга с иском об определении места жительства ребёнка при раздельном проживании родителей. В браке с Иванова А.С. состоит с 20.02.2015, от брака стороны имеют несовершеннолетнюю дочь Иванову Юлию., 13.08.2015 года рождения. Фактически брачные отношения между сторонами прекращены с 10.05.2016 года. Этому предшествовали длительные конфликтные отношения на почве различных жизненных и культурных ценностей, отсутствия взаимопонимания между Ивановым А.А. и Ивановой А.С. На этот момент времени ребёнку было 8 месяцев. С мая 2016 года по июль 2016 Алла Сергеевна Иванова виделась с дочерью ограниченное количество времени, на прогулке, в присутствии Иванова А.А. или его родственников - сестры и матери.

С 15.07.2016, после удовлетворения ходатайства Ивановой А.С. об определении места жительства ребенка до вынесения решения судом по месту фактического проживания матери,  Алла Сергеевна ребёнка не видела, т.к., с её слов,  не имеет контактных телефонов Иванова А.А. и не знает о месте нахождения дочери.

Иванова А.С. на данный момент находится в отпуске по уходу за ребенком, ежемесячно получает пособие в размере 19 852,82 рублей, имеет жилое помещение по договору найма, где есть все условия для нормального проживания и развития ребенка.

В судебном заседании определением суда было принято встречное исковое заявление Иванова А.А.  к Ивановой А.С. об определении места жительства ребенка с отцом, в обоснование заявленных требований истец по встречным исковым требованиям Иванов А.А., указал, что после рождения ребенка Ивановой Ю.А., ответчик кардинально поменяла свое отношение к семье и новорожденному ребенку, удовлетворяя свои потребности и оставляя ребенка на попечении его близких родственников. В январе 2016 года Иванова А.С.  была на частном приеме у психотерапевта, который определил её состояние как истерическая психопатия, однако она отказалась от дальнейшего наблюдения у врача.

На основании вышеизложенного, истец по встречным исковым требованиям просит суд определить место жительства несовершеннолетней дочери Ивановой Ю.А.  13.08.2015 г.р. по месту жительства отца Иванова А.А. 

Суд, изучив материалы дела определил: назначить по гражданскому делу по иску Иванова А.С.  к Иванову А.А.  о расторжении брака и определении места жительства ребенка и встречному иску Иванова А.А.  к Ивановой А.С. об определении места жительства ребенка судебно-психологическую экспертизу.

 

Перед экспертом - психологом поставлены следующие вопросы:

1. Каковы индивидуально-психологические и психические особенности несовершеннолетней Ивановой Ю.А.  13.08.2015 г.р. ? Соответствует ли развитие ребёнка своему возрасту?

2. Каковы индивидуально-психологические особенности матери ребёнка Ивановой Аллы Сергеевны, 22.05.1980 г.р. и отца ребенка – Иванова Алексея Анатольевича, 02.07.1980 г.р.?

3. Каков характер взаимоотношений Ивановой Юлии Алексеевны, 13.08.2015 г.р. с отцом Ивановым А.А.  и матерью Ивановой А.С.,  есть ли между ними эмоциональный контакт?

4. Какова привязанность несовершеннолетней Ивановой Юлии Алексеевны, 13.08.2015 г.р. к каждому из родителей?

5. Имеются ли признаки негативного формирования одним родителем негативного образа другого родителя?

6. Психологический климат, стили воспитания в семье отца Иванова А.А. или матери Ивановой А.С. наиболее благоприятны для физического и психологического развития ребенка Ивановой Юлии Алексеевны, 13.08.2015 г.р.?

 

Порядок проведения исследования:

с 24.04.2017 по 28.04.2017 - изучение материалы дела

02.05.2016 г. -  с 10:00 до 14:00 беседа, наблюдение и проведение психологических исследований с Ивановой А.С.

с 03.05.2017 по 15.05.2017 - обработка результатов исследования по Ивановой А.С.

18.05.2017 с 13:00 до  18:00 - беседа, наблюдение и проведение психологических исследований с Ивановым А.А. Работа по оценке индивидуально-психологические и психические особенности несовершеннолетней Ивановой Ю.А. Изучение характера взаимодействия ребёнка с отцом и оценка степени привязанности.

22.05. 2017 в 12:00  и 25.05.2017  в 10:00 выезд для проведения эмоциональной привязанности ребенка к матери.

19.05.2017 - 26.05.2017  – обработка результатов исследования, их качественный и количественный анализ, интерпретация данных, подготовка заключения.

На исследование представлено:

1. Гражданское дело №2-191/2017. Том 1, 249 стр.

2. Гражданское дело №2-191/2017. Том 2, 249 стр

3. Гражданское дело №2-191/2017. Том 3, 119 стр.

 

Психолого-педагогическая экспертиза проводится повторно

1. том 1. стр. 128 - заключение № 493/2016 от 16.06.2016

2. том 2, стр. 150 - заключение № 636/2016 от 08.11.2016

3. том 3, стр. 78 - заключение  от 25.03.2017

 

Используемые методы:

Во время исследования использовались методы направленной клинической  психологической беседы, наблюдения. Применялись следующие методики:

1. Психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста (1-3 года) по И. Ю. Левченко

Основной целью психолого-педагогического изучения ребенка раннего возраста является получение данных, характеризующих:

  •  познавательные процессы;
  •  эмоционально-волевую сферу;
  •  предречевое и речевое развитие;

Прежде чем приступать к диагностике психического развития ребенка, обязательно следует убедиться, что у него нет грубых дефектов слуха и зрения.

Основными параметрами оценки познавательной деятельности в раннем возрасте можно считать:

  •  принятие задания;
  •  способы выполнения задания;
  •  обучаемость в процессе обследования;
  •  отношение к результату своей деятельности.

Принятие задания предполагает согласие ребенка выполнять предложенное задание независимо от качества самого выполнения. Это является первым, абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к общению со взрослым.

Основными способами выполнения задания у детей раннего возраста являются:

  •  самостоятельное выполнение;
  •  при помощи взрослого;
  •  самостоятельное выполнение после обучения.

Адекватность действий определяют как соответствие действий ребенка условиям данного задания, диктуемым характером материала и требованиями инструкции. Наиболее примитивным способом является действие силой или хаотичное действие без учета свойств предметов. Неадекватное выполнение задания во всех случаях свидетельствует о нарушении умственного развития ребенка.

Обучаемость осуществляется только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей данного возраста. В процессе обследования возможны следующие виды помощи:

  •  выполнение действия по подражанию;
  •  выполнение заданий по подражанию с использованием указательных жестов;
  •  выполнение заданий по подражанию с речевой инструкцией.

Использование "обучающего эксперимента" позволяет не только проанализировать особенности разных сторон психической деятельности детей (внимание, речь, восприятие, мышление, память), но и оценить их работоспособность. Это особо значимо для детей раннего возраста с проблемами в развитии, так как из-за нарушения работоспособности организовать специальное исследование памяти и внимания часто представляется невозможным.

Важным диагностическим критерием оценки познавательной деятельности детей является их отношение к результатам своей деятельности. Для нормально развивающихся детей характерна заинтересованность своей деятельностью и ее конечным результатом. Ребенок с нарушением интеллекта безразличен к тому, что он делает, и к полученному результату.

Задания, направленные на диагностику познавательной сферы, могут быть также использованы для диагностики особенностей эмоционально-волевых проявлений ребенка. Наблюдая за деятельностью ребенка в эксперименте, обращают внимание на следующие показатели:

  •  общий фон настроения (адекватный, депрессивный, тревожный, эйфоричный и т.д.), активность, наличие познавательных интересов, проявления возбудимости, расторможенности;
  •  контактность (желание сотрудничать со взрослым). Поверхностность, легкость и связанная с этим неполноценность контакта чаще всего могут быть связаны с интеллектуальным дефектом, характерным для детей с умственной отсталостью. Затруднения в установлении контакта испытывают дети с симптомами повышенного уровня тревожности, тормозимости, сложностями адаптации к новой обстановке и незнакомым людям, реакциями страха и другими невротическими реакциями. Уход от контакта чаще всего наблюдается в поведении аутичных детей и связывается с отсутствием у них потребности в общении, отгороженностью, преимущественной направленностью на предметный мир;
  •  эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение. Поощрение и одобрение вызывают радостную, окрашенную положительными эмоциями реакцию детей уже с самого раннего возраста (1 - 1,5 года). У невротизированных детей при поощрении наряду с проявлениями радости отмечается резкое повышение результативности выполнения заданий, что происходит благодаря уменьшению эмоционального напряжения. Равнодушное отношение отмечается у детей, которые не заинтересованы в оценке взрослого или не понимают смысла и значения одобрения (например, при выраженных интеллектуальных нарушениях);
  •  эмоциональное реагирование на замечания и требования. При этом фиксируются: реакция ребенка на замечания, исправление им своего поведения в соответствии с замечанием, необходимость более строгих мер для коррекции поведения.

 

2. Оценка качества привязанности младенцев и детей второго и третьего года жизни (Карл Хайнц Бриш)

Особенности развития привязанности анализируются с помощью разработанной Эйнсворт методики «Незнакомая ситуация» (Ainsworth & Wittig, 1969). Ее можно проводить начиная примерно с 12-го месяца. Она состоит в общей сложности из нескольких эпизодов, каждый из которых может длиться не более 3 минут. Родитель и ребенок сначала находятся в незнакомой игровой комнате. Затем к, и родитель, которому подают сигнал, покидает помещение. Так родитель дважды на короткое время расстается с ребенком, а его поведение при воссоединении оценивается на предмет его реакции при возвращении родителя. Результат этой оценки служит основой для качественной оценки форм поведения привязанности.

 

3. Опросник суицидального риска ОСР (Шмелёв А.Г., Белякова И.Ю.) 

Методика предназначена для выявления уровня выраженности суицидальных намерений с целью предупреждения серьёзных попыток самоубийства.

Методика позволяет непсихологическими средствами выявить предпосылки суицидального поведения с целью принятия неотложных мер по коррекции, профилактике состояния испытуемого (например, направления в специализированные центры медико-психологической помощи или к психиатру/психотерапевту медицинского учреждения).

Опросник ОСР прошел психометрическую адаптацию под руководством А.Г. Шмелева.  Баллы подсчитываются отдельно по каждому фактору. Ответу «да» соответствует 1 балл. Количество утверждений по каждому из факторов принимается за 100. Количество баллов переводится в проценты. По процентному соотношению определяется индивидуальный стиль суицидальной динамики

  1. Демонстративность (Д).
  2. Аффективность (А).
  3. Уникальность (У).
  4. Несостоятельность (Н).
  5. Социальный пессимизм (СП).
  6. Слом культурных барьеров (СКБ).
  7. Максимализм (М).
  8. Временная перспектива (ВП).
  9. Антисуицидальный фактор (АФ).
4. Опросник "Ролевые ожидания и притязания в браке" (РОП) (А.Н. Волкова)

Цель методики:

1. Уточнение представлений супругов о значимости в семейной жизни интимных отношений, личной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнера. Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ). 

2. Уточнение представлений супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенных шкалой ролевых ожиданий и притязаний (ШРОП).

Таким образом, результаты данной методики позволяют выявить иерархии семейных ценностей супругов, а так же сделать вывод о социально-психологической совместимости супругов в семье.

Методика "Ролевые ожидания и притязания в браке" содержит по 36 утверждений в каждом варианте (мужском и женском) и состоит из 7-ми шкал.

Краткая характеристика шкал

1. Значимость сексуальных отношений в супружестве.

2. Установка на личностную идентификацию с брачным партнером

3. Установка на реализацию семейных хозяйственно-бытовых функций.

4. Отношение к родительским обязанностям.

5. Установка на значимость внешней социальной (профессиональной, общественной) активности для стабильности брачно-семейных отношений.

6. Установка на значимость эмоционально-психотерапевтической функции брака.

7. Установка на значимость внешнего облика, его соответствие стандартам современной моды.

5. Цветовой тест Люшера

Цель: исследование неосознаваемых переживаний, связанных как с ситуативно-обусловленным состоянием, так и с базовыми индивидуально-типологическими особенностями. Выявление эмоционального состояния на момент тестирования.

6. Опросник Мини-Мульт (В.П.Зайцев)

Опросник Мини-мульт предназначен для исследования индивидуально-психологических особенностей личности взрослых людей и  представляет собой сокращенный вариант MMPI, содержит 71 вопрос, 11 шкал, из них 3 – оценочные. Первые 3 оценочные шкалы измеряют искренность испытуемого, степень достоверности результатов тестирования и величину коррекции, вносимую чрезмерной осторожностью. Остальные 8 шкал являются базисными и оценивают свойства личности.

Описание шкал:

Шкала лжи (L) – оценивает искренность испытуемого.

Шкала достоверности (F) – выявляет недостоверные ответы: чем больше значение по этой шкале, тем менее достоверны результаты.

Шкала коррекции (К) – сглаживает искажения, вносимые чрезмерной осторожностью и контролем испытуемого во время тестирования. Высокие показатели по этой шкале говорят о неосознанном контроле поведения. Шкала (К) используется для коррекции базисных шкал, которые зависят от ее величины.

Базисные шкалы:

1. Ипохондрия (Hs) 

2. Депрессия (D).

3 Истерия (Ну).

4. Психопатия (Pd).

5. в этом варианте опросника не используется

6. Паранойяльностъ (Ра). 

7. Психастения (Pt). 

8. Шизоидность (S c ). 

9. Гипотония (Ма).

7. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (Л. Н. Собчик)

Методика предназначена для интегрального исследования личности, диагностики выраженности психологической патологии.

Методика является реализацией типологического подхода к изучению личности и занимает ведущее место среди других личностных опросников в психодиагностических исследованиях. Описание шкал:

Шкала лжи (L) – оценивает искренность испытуемого.

Шкала достоверности (F) – выявляет недостоверные ответы: чем больше значение по этой шкале, тем менее достоверны результаты.

Шкала коррекции (К) – сглаживает искажения, вносимые чрезмерной осторожностью и контролем испытуемого во время тестирования. Высокие показатели по этой шкале говорят о неосознанном контроле поведения. Шкала (К) используется для коррекции базисных шкал, которые зависят от ее величины.

Базисные шкалы:

1. Ипохондрия (Hs) 

2. Депрессия (D).

3 Истерия (Ну).

4. Психопатия (Pd).

5. в этом варианте опросника не используется

6. Паранойяльностъ (Ра). 

7. Психастения (Pt). 

8. Шизоидность (S c ). 

9. Гипотония (Ма).

8.  Опросник терминальных ценностей ОТеЦ (Сенин И.Г.)

Методика предназначена для диагностики основных (терминальных) стремлений и жизненных ориентаций личности. В целом опросник позволяет определить, какая терминальная ценность преобладает у индивида, какая жизненная сфера наиболее значима для него, в какой жизненной сфере преобладающая терминальная ценность реализуется в наибольшей степени.

Перечень терминальных ценностей, диагностируемых в опроснике, включает в себя 8 наименований.

1. собственный престиж,

2. высокое материальное положение,

3.  креативность,

4. активные социальные контакты

  1. развитие себя,
  2. достижения,
  3. духовное удовлетворение,
  4. сохранение собственной индивидуальности.

Необходимо отметить, что терминальные ценности в той или иной мере проявляются в разных жизненных сферах:

 А)       профессиональной жизни;

Б)        обучения и образования;

В)        семейной жизни;

Г)        общественной жизни;

Д)        увлечений.

Таким образом, вторым диагностическим конструктом опросника выступает значимость для индивида той или иной жизненной сферы как источника реализации той или иной терминальной ценности.

9. Тест-опросник родительского отношения ОРО          (Варга А.В.,  Столин В.В.)

Тест - опросник родительского отношения представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обратившихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Методика ОРО в большей мере ориентирована на изучение особенностей родительской позиции матери или отца по отношению к конкретному ребёнку. Можно сказать, что он изучает индивидуальный опыт родителей в воспитании конкретного ребёнка.

Материалом для построения опросника послужили данные опроса 197 родителей психически здоровых детей от 7 до 11 лет и 93 семей, обратившихся за психологической помощью в Консультативный центр психологической помощи семье при факультете психологии МГУ и НИИ общей и педагогической психологии АПН России.

Опросник состоит из 61 вопроса, которые группируются в 5 шкал, отражающих различные аспекты родительского отношения:

1. Принятие / отвержение ребенка. Эта шкала выявляет общее эмоционально-положительное (принятие) или эмоционально-отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

2. Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление искренней заинтересованности и участие в его делах.

3. Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию.

4. Контроль. Данная шкала характеризует то, насколько взрослые контролируют поведение ребенка, демократичны они или авторитарны в отношениях с ним.

5. Отношение к неудачам ребенка. Эта шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствами недостаткам, успехам и неудачам.

10. Методика цветовых метафор для диагностики эмоциональных отношений МЦТ  (И.Л. Соломина)

Методика представляет собой экспресс-вариант психосемантической диагностики мотивации и отношений к различным занятиям, людям, событиям, основанный на обозначении ряда понятий с помощью стандартного набора цветовых стимулов. Концептуальная основа методики заключается в том, что обозначение различных понятий одним цветом становится косвенным показателем их субъективного сходства; методика не опирается на стандартный психологический смысл цветов.

Для диагностики используются такие категории понятий как:

- ценности и потребности;

- занятия и виды деятельности;

- люди, группы людей;

- события и этапы жизненного пути;

- эмоциональные переживания.

Обработка полученных результатов проходит посредством группировки понятий обозначенных одним цветом. На втором этапе диагностики цвета ранжируются от наиболее привлекательного к наименее привлекательному и на основании этого формируется 8 групп для интерпритации.

1-я группа - 1-й выбранный цвет - состав базовых потребностей;

2-я группа - 2-й выбранный цвет - удовлетворенность базовых потребностей;

3-я группа - 3-й выбранный цвет - состав актуальных потребностей;

4-я группа - 4-й выбранный цвет - отношение к будущему;

5-я группа - 5-й выбранный цвет - отношение к себе и к другим;

6-я группа - 6-й выбранный цвет - отношения к различным видам деятельности;

7-я группа - 7-й выбранный цвет - источник стресса;

8-я группа - 8-й выбранный цвет - вытеснение из сознания представления и переживания.

 

Интерпретация результатов методики:

В качестве базовых потребностей рассматриваются устойчивые потребности, являющиеся устойчивой характеристикой человека. Базовые потребности определяются содержанием интересов и увлечений человека, что свидетельствует о благоприятном состоянии. Отсутствие базовых потребностей может указывать на подавленное состояние.

Актуальные потребности - ситуационно обусловленные, под воздействием внешних обстоятельств. Актуальные потребности указывают на то, чем озабочен человек в данный момент и что он вынужден делать.

Анализируя, какие понятия попадают в одну группу можно делать выводы о том какие события или люди вызывают те или иные эмоциональные переживания.

11. Индивидуальный типологический опросник  ИТО (Л.Н. Собчик)

Интегральная методика Собчик Л.Н. предназначена для определения индивидуального профиля личности.

Данная методика позволяет определить ведущие тенденции, то есть базисные свойства личности, которые пронизывают все уровни самосознания и многое предопределяют в судьбе человека. Интерпритация личности происходит в соответствии с такими шкалами как: тревожность - агрессивность; эмотивность - ригидность; спонтанность - сензититвность; интроверсия - экстраверсия.

Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по восьми шкалам:

  • показатели в пределах нормы (3—4 балла) — гармоничная личность,
  • выраженные умеренно (5—7 баллов) — акцентуированные черты,
  • выраженные избыточно (8—9 баллов) — состояние эмоциональной на­пряженности, затрудненная адаптация,  тенденции, компенсированные полярными свойствами (то есть антитен­денциями), являются свидетельством значительной эмоциональной на­пряженности и признаком наличия внутреннего конфликта, если пока­затели выше 5 баллов. Для нормы (в пределах четырех баллов) это свидетельство сбалансированности разнонаправленных свойств,  показатели 0 и 1 балл указывают на гипоэмотивность, плохое самопони­мание или неоткровенность при обследовании.

Социально-психологические аспекты (лидерство, компромиссность и т. д.) проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межлично­стного поведения при выраженных показателях (более 4 баллов) по соседству­ющим типологическим свойствам.

Исследовательская часть:

Акт  психолого-педагогического обследования

Иванова Алла Сергеевна, 1987 г. р.

На исследование Иванова А.С. пришла вовремя, в общении проявляла доброжелательность, сдержанность, уравновешенность. Беседу поддерживала активно, на вопросы отвечала развернуто и подробно. В целом мотивация на выполнение заданий высокая, понимание инструкций с первого предъявления, в полном объеме. Фон настроения ровный, невербальные проявления адекватны контексту беседы.

Из беседы известно, что Иванова А.С. родилась 22 .02.1987 года в городе Десногорск, Смоленской области. Воспитывалась в полной семье. Семью описывает как дружную, свое детство вспоминает как счастливое, "сказочное". В семье ценится уважение к труду, взаимопонимание и эмоциональная поддержка друг друга. Отношения со всеми членами семьи описывает как благополучные, дружественные, эмоционально поддерживающие.

С Ивановым Алексеем Анатольевичем познакомилась в спортзале, через 3 месяца после знакомства забеременела от него, на 5-м месяце беременности 22.02.2015 вступили в законные брачные отношения.

Семейные отношения не заладились. Со слов Аллы Сергеевны Ивановой, её муж, Иванов А.А. выдвигал по отношению к ней требования, которые она не в состоянии была выполнить в силу своего менталитета, воспитания и устоявшихся традиций. Различные ценности и различное видение жизни приводили к конфликтам, сначала между супругами, а после между двумя семьями со стороны жены и со стороны мужа. Основной причиной конфликтных отношений Иванова Алла Сергеевна считает сестру Иванова Алексея Анатольевича, которая активно участвовала в отношениях семьи, начиная с начала её существования.

У Ивановой Аллы Сергеевны, на фоне стрессов, обвинений и недопонимания во время беременности и после родов стали отмечаться признаки эмоциональной лабильности, депрессивных реакций, что в дальнейшем привело к тому, что она решилась уехать к родителям в г. Москву, для восстановления душевного  и психоэмоционального равновесия. Когда она уехала из дома, Иванов А.А. позвонил ей и сказал, что она может больше не возвращаться. В течение 3-х дней Алла Сергеевна звонила мужу и просила разрешения вернуться домой к нему и дочери. Обратно она вернулась с мамой, которую не пустили на порог дома.

Три месяца после возвращения она пыталась наладить отношения с мужем, проживая у него, в мае 2016 года подала на развод самостоятельно втайне от мужа.

После этого отношения еще больше усугубились, последний конфликт закончился госпитализацией Ивановой А.С. в психиатрическую больницу им. Кащенко, по инициативе мужа. Из больницы Иванову А.С. отпустили на следующий день, но в квартиру мужа она уже не вернулась. С дочерью и мужем виделась только в присутствии сестры и матери со стороны мужа, только на прогулках, ограниченное количество времени.

После определения суда об определении места жительства с матерью, отец, Иванов А.А.ребенка не отдал и видеться не даёт.

Саму себя характеризует как трудолюбивого человека, способного активно, полноценно и ответственно относиться к своим обязанностям, как семейным, так и профессиональным. Много говорит о любви к дочери Юлии, о своей тоске по ней, выражает желание увидеть хоть фотографию, чтобы знать как она растет, как выглядит. Говоря о дочери, часто высказывает опасения о том, что дочь её может забыть. Высказывает уверенность в том, что отсутствие общения ребёнка с матерью неизбежно негативно отразится на развитии личности девочки.

На сегодняшний день, считает, что если Иванов А.А. захочет возобновить с ней отношения и простит её, то она готова к возвращению к семейной жизни, но без участия родственников со стороны мужа. Неоднократно говорила о том, что с позиций её ценностей, причина конфликта не существенна, но уважает взгляды мужа и сожалеет, что не придала своевременно должного значения. В связи с тем, что Иванова А.С. в течение последних 10 месяцев  не видела дочь Еганян Софию, и в момент их последней встречи ей было 9 месяцев, наиболее благоприятный исходной событий видит в неограниченном общении с дочкой, первое время преимущественно на территории отца, т.к. понимает, что на сегодняшний день дочь Юлия находится в хороших условиях как материальных, так и психологических, и в силу сложившихся обстоятельств более привязана к отцу и его родственникам, чем к ней. Самым страшным в своей жизни, считает перспективу никогда не увидеть дочь, что дочь её забудет и ничего не будет о ней знать.

По результатам психологического  исследования с использованием психодиагностических методик Ивановой А.С. можно охарактеризовать следующим образом:

По методике Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (Л. Н. Собчик)   полученные результаты можно считать достоверными, т.к. все показатели по шкале лжи находятся в нормативных значениях. Для Ивановой А.С. характерна свобода в мыслях и поступках, что способствует достижению поставленных целей и эффективности в различных областях деятельности. Не боится ответственности, придаёт большое значение успеху и продуктивным достижениям. Ревностно охраняет свои планы и интересы.  В поведении свойственно проявлять конформность и послушность и не испытывать от этого эмоциональное напряжение. Умеет эффективно мобилизовать свои ресурсы. Для приобретения статуса и признания делает упор на собственные достижения. Свойственно проявлять педантичность даже в мелких деталях, в значительной мере характерна обращенность в мир внутренних переживаний. В ситуации стресса присутствует желание убежать от проблем. Неудовлетворенность какой-либо потребности может легко отразиться на поведении и отношении к другим лицам, что может выражаться в отклоняющихся поступках. Средний уровень эмоциональной устойчивости: обычно склонна в поведении проявлять спокойствие и уверенность, отмечается эмоциональная зрелость и устойчивость. Достаточно реалистична в отношении к жизни, постоянна в своих планах и привязанностях. Способна управлять своими эмоциями и настроениями, находить им адекватное объяснение и реалистичное выражение.

Когнитивная сфера: К проблемам подходит рационально и систематично, имеет широкий круг интересов. Склонна ощущать жизнь как трудность, возможно проявление сарказма. В межличностном общении производит благоприятное впечатление, при желании может принимать на себя роль лидера. Возможны проявления хвастовства, саркастичности и циничности, игнорирование авторитетов, нигилизм и нежелание подчиняться. Склонна уважать себя. В самооценке присутствуют такие характеристики как социабельность, способность к сотрудничеству, практичность, энтузиазм, естественность и уравновешенность, предприимчивость и смелость, доверчивость и самоуверенность, отзывчивость, разумность.

По результатам методики "Опросник суицидального риска ОСР (Шмелёв А.Г., Белякова И.Ю.)"   отмечается представление о себе как о состоявшейся и компетентной личности, позитивная концепция представлений о себе. Высокий уровень социального пессимизма, что выражается во враждебном  восприятии окружающего мира. Отмечается зрелость и целостность ценностных установок. Присутствует глубокое понимание чувства ответственности за близких. Склонности к аффективному поведению не отмечается, суицидальный риск не выражен.

По результатам методики Опросник терминальных ценностей ОТеЦ (Сенин И.Г.)  отмечается высокий уровень по шкалам "активные социальные контакты", " развитие себя", "достижения", "сфера профессиональной и семейной жизни".  Выражено стремление к признанию и уважению, к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми. Высокая значимость всех аспектов человеческих взаимоотношений, сильная убежденность в том, что самое ценное в жизни - это возможность общаться и взаимодействовать с другими людьми. Выраженное стремление к самосовершенствованию.  Отмечается высокая значимость профессиональной деятельности, считает, что профессиональная деятельность является основным содержанием жизни человека. Высокая значимость всего того, что связано с жизнью семьи. Высокая значимость определенной структуры взаимоотношений в семье. Характерно стремление к тому, чтобы каждый член семьи занимал какую-либо социальную позицию и выполнял строго определенные функции. Отдаёт много сил и времени решению проблем своей семьи, считая, что главное в жизни - это семейное благополучие. Низкий уровень шкалы "Сохранение собственной индивидуальности" - проявляется в недостаточном стремление к независимости от других людей.

По методике " Опросник "Ролевые ожидания и притязания в браке" (РОП) (А.Н. Волкова)"   в семейных отношениях считает гармонию важным условием супружеского счастья,  выражена установка на личностную идентификацию с брачным партнером: ожидание общности интересов, потребностей, ценностных ориентаций, способов время препровождения.

В организации быта делает акцент на собственном участии в ведении домашнего хозяйства. Родительство представляется важной ценностью, считает, что в воспитании детей мать и отец должны принимать равное участие. Одинаково высоко как для себя так и для супруга оценивается важность социальной активности. Немаловажное значение как семейной ценности придается внешней привлекательности, как собственной так и супруга.

По методике Тест-опросник родительского отношения ОРО  (Варга А.В.,  Столин В.В.)  отмечается высокое принятие: родителю нравится ребенок таков, каков он есть. родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему.  Наиболее выражен стиль родительского отношения - "кооперация", выражающийся в том, что родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него.  Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать с ним на его точку зрения в спорных вопросах.

По методике "Цветовой тест Люшера" отмечается Эмоциональная неустойчивость, повышенная эмотивность. Оптимистичность. Потребность в переменах. Возбуждение, поведенческие реакции, импульсивность и повышенная раздражительность на фоне выраженного переутомления, нетерпимость к предъявляемым обстоятельствами требованиям. Ощущение собственного бессилия сочетается с надеждой на избавления от нависшей угрозой. Отмечается стремление изменить ситуацию, ущемляющую самолюбие, и произвести должное впечатление в сфере значимых межличностных контактов. Сдержанность в эмоциональных проявлениях, отказ от своих притязаний, уступчивость, обусловленная сложившимися обстоятельствами. Обстоятельства заставляют приспосабливать свои намерения и притязания к ситуации, идти на уступки и компромиссы, примириться с временными лишениями, сдерживать свои требования и отказываться пока от того, чего он хочет. Истощение жизненных сил, пассивность жизненной позиции, восприятие себя как жертвы, отказ от борьбы. Стремление к покою в атмосфере доброжелательности и безопасности. Ведущая мотивация Необходима спокойная обстановка.

По результаты Методики цветовых метафор для диагностики эмоциональных отношений МЦТ  (И.Л. Соломина)  :

Базовые потребности Ивановой А.С. связаны с будущим, которое ассоциируется с успехом, сохранением традиций, с мужем и ребёнком.

Фрустрированными потребностями выступает  образ "какой я хочу быть" и он ассоциируется с позитивным эмоциональным фоном, связан с работой, признанием, семьей, материальным благополучием. В эту же группу попало понятие "моя мать", что говорит о том, что Иванова А.С. скорее всего хочет быть похожей на свою мать.

В 3-ю группу - состав актуальных потребностей, определяющих, чем человек озабочен, на чем он сосредоточен,  акцентирован на прошлом, которое ассоциируется с самоуважением, воспитанием, мудростью, самостоятельностью, профессией, властью.

В 7-ю группу -  источники стресса - вошли понятия " какая я на самом деле", "раздражение" и "справедливость".  Таким образом можно говорить о том, что Иванова А.С.  испытывает раздражение, неверие в справедливость и негативное восприятие себя в этой ситуации.

4-я, 5-я, 6-я и 8-я группы понятий не интерпретируется, т.к. не являются значимыми для данного исследования и не несут в себе информации для ответов на поставленные вопросы.
 

Акт  психолого-педагогического обследования

Иванова Алексея Анатольевича, 1980 г. р.

Иванов Алексей Анатольевич с дочерью Юлией пришли на исследование в назначенный день, без опазданий.  В поведении проявлялась доброжелательность, соблюдались принятые нормы поведения. В процессе всего исследования Иванов А.А. проявлял заинтересованность, активное участие поведение было адекватно ситуации. На вопросы отвечал открыто, развернуто, достаточно подробно и конкретно по существу. Если приходилось рассказывать что-то о жене, Иванов А.А.  – извинялся и говорил, что против того, чтобы плохо говорить о матери его дочери, и ему приходится это делать исходя из данных обстоятельств. Заполнение тестового материала вызывало некоторую усталость и раздражение, которое Иванов А.А. тактично сдерживал и старался не показывать.  В беседе не вербально проявлял признаки открытости,  откровенности, в вопросах касающихся отношений с женой отмечались  контролируемые признаки напряжения (защитные позы, теребление шнурков на одежде, убыстрение темпа речи). Говоря о дочери Юлии, отмечаются невербальные признаки удовольствия, гордости (улыбается, темп речи становится размеренным, глубоко насыщенным, мягким, появляются интонации нежности, выражено желание показать фотографии дочери ).

Данные наблюдения позволяют говорить о высокой саморегуляции, нервно-психической устойчивости, о хорошо развитых навыках делового общения, о высокой  эмоциональной привязанности к ребёнку, о тёплых взаимоотношениях с ней.

Из контекста беседы: Много и с удовольствием рассказывает о дочери, о её привычках, особенностях. Знает всё о режиме дня своего ребенка, об особенностях развития детей данного возраста. Рассказывает много жизненных мелочей из её жизни, которые позволяют делать вывод о том, что Иванов А.А. в действительности много времени уделяет общению с дочерью и вкладывает в этот процесс много эмоциональной любви и заботы.

Интеллектуальным развитием девочки занимается по большей части бабушка (мать Иванова А.А..), которая имеет педагогическое образование и большой опыт работы в с детьми начальных классов.

С уважением говорит о членах своей семьи, уважает авторитет родителей. Рассказывая о ком-то из своего окружения, так же проявляет уважительные формы высказываний. Рассказывая об отношениях с женой, Иванов А.А. излагает только факты, не переходя на эмоции, обвинения и осуждения.

Отношения с женой оценивает как высоко конфликтные, путей восстановления отношений для себя не видит. При этом понимает, что изолировать дочь от матери не получится, и он не ставит перед собой такой цели. На вопрос: «как вы видите идеальное решение данной ситуации?» отвечает: «Дочь живёт со мной, а мама приходит к ребёнку и общается с ней сколько посчитает нужным». На вопрос: «может ли в таком случае мама общаться с ребёнком наедине?», отвечает, что пока не доверяет жене и боится оставлять дочь одну с ней, но со временем, когда восстановится доверие, то это не только допустимо, но и желательно, т.к. есть четкое понимание, что у ребёнка должны быть полноценные отношения с родной мамой. По мнению Иванова А.А, доверие может восстановиться, когда он будет уверен в том, что мама не причинит вреда дочери, используя её как инструмент в их споре. Помимо этого он сам не употребляет алкоголь и не курит, поэтому считает недопустимым, чтобы кто-то делал это в присутствии дочери.

Причиной конфликта видит психологические особенности Ивановой А.С., считает её склонной к конфликтам, эгоцентричной (о себе, своём комфорте думает больше чем о ребёнке). 

Определяющим мотивом по поводу определения места жительства ребенка, выступает стремление сохранить психологическое и физическое здоровье, в интересах ребёнка.

По результатам психодиагностики по методике "Индивидуальный типологический опросник  ИТО (Л.Н. Собчик)",  отмечается высокий уровень экстраверсии, характерна уверенность в себе, высокая энергетика и общий конкурентный потенциал. Уровень спонтанности средний, свойственно спокойное проявление своих чувств. Уровень агрессивности оценивается как низкий, обладает честолюбием. Отмечается активная тенденция к самореализации, адаптивности, не имеет проблем в общении, способен рационально решать конфликты. Адаптивен, свойственно действовать адекватно ситуации. Умеет ориентироваться как в быстро меняющихся ситуациях, так и там, где требуется кропотливая работа.

Доводит начатое до конца, ответственен, избирателен.
Умеет корректировать свое поведение в зависимости от изменений внешних обстоятельств. Уровень тревожности средний: В стрессовых ситуациях возможно проявление беспокойства, неуверенности, мнительности, что может снизить общий уровень работоспособности.  Стремление к лидерству выражено умеренно, в значимых ситуациях склонен брать на себя ответственность, задавать тон деятельности и регулировать взаимоотношения.

По результатам методики "Опросник Мини-Мульт (В.П.Зайцев)", отмечается склонность к сотрудничеству, имеет широкий круг интересов. Окружающие воспринимают его как уравновешенного, остроумного, рационально мыслящего. Свободен от изматывающих страхов и тревог, уверен в себе и независим. Может легко и быстро мобилизировать свои ресурсы.  Отмечается тенденция к успеху, как средству обеспечения более высокого статуса, власти, признания.  Обеспокоен успехом, статусом и властью, но, обладая чрезмерным контролем над собой, неохотно ставит себя в ситуации явного соперничества. Будучи сдержанным, всё же склонен быть дружественным, веселым, чувствительным, добродушным и доверчивым. Адаптивен. Выражены домашние и семейные интересы и склонен к основательности. В решении проблем скорее склонен к быть осторожным, конвенциональным и консервативным. Имеет конкретное и практическое мышление.

Исследование терминальных ценностей по методике "Опросник терминальных ценностей ОТеЦ (Сенин И.Г.)"  отмечается  стремление к признанию и уважению со стороны значимых людей, к чьему мнению он прислушивается.  Выражено стремление к достижению конкретных и ощутимых результатов в различные периоды жизни. Большое количество жизненных достижений служит основанием для высокой самооценки. Достаточное стремление к получению морального удовлетворения во всех сферах своей жизни. Считает, что главное - это делать только то, что интересно и что приносит внутреннее удовлетворение. Достаточное стремление человека к повышению уровня своей образованности, расширению кругозора.  Достаточная значимость для человека всего того, что связано с жизнью его семьи. Отдаёт много сил и времени решению проблем своей семьи.

Малозначимыми оказались ценности связанные с увлечениями и хобби, низкий уровень значимости профессиональной деятельности, считает, что достаточно времени уделяет своей работе, включается в решение основных производственных проблем, считая при этом, что профессиональная деятельность является необходимым содержанием жизни человека. Стремление к более высокому уровню своего материального благосостояния не выражено.

Семейные ценности  исследовались с помощью методики . "Опросник "Ролевые ожидания и притязания в браке" (РОП) (А.Н. Волкова)"..  В семейных отношениях большое значение придается общности интересов, потребностей, ценностных ориентаций, способов времяпрепровождения. Высоко выражены как уровень притязания так и уровень ожидания в родительско-воспитательной сфере, т.е. родительство является основной ценностью, концентрирующей вокруг себя жизнь семьи.  Отмечается высокая значимость взаимной моральной и эмоциональной поддержки, ориентация на брак как среду, способствующую психологической разрядке и стабилизации. Не маловажное значение имеет ориентация на современные образцы внешнего облика.

Исследуя дестско-родительские отношения по методике "Тест-опросник родительского отношения ОРО                     (Варга А.В.,  Столин В.В.)" отмечается высокий уровень принятия своего ребенка, наиболее выраженный стиль взаимодействия - "кооперация", что является оптимальным стилем взаимодействия. 

По методике "Цветовой тест Люшера " выявляется наличие разнонаправленных тенденций таких как активность и стремление к гармонии. Обстоятельства способствуют неустойчивости самооценки, что отражается на поведении и действиях.  Старается избегать открытых конфликтов, испытывает напряжение от того, что не может полностью распоряжаться своей судьбой. Ведущая мотивация – стремление к гармонии и искренней привязанности, которая даст эмоциональное удовлетворение. Выражена потребность в самореализации, противодействии обстоятельствам, которые этому мешают. Отмечается неудовлетворенность сложившейся обстановкой, улучшение которой считаете необходимым, чтобы ликвидировать разрыв между существующим положением и уровнем притязаний. Присутствует  желание улучшить свое положение и престиж, повысить свою значимость в глазах окружающих.

Исходя из полученных данных по " Методике  цветовых метафор для диагностики эмоциональных отношений МЦТ  (И.Л. Соломина)" можно говорить о том, что для Иванова А.А. базовые потребности тесно связаны с понятием семьи и её безопасностью. Семья для него связана с соблюдением принятых норм и правил, справедливостью, самостоятельностью,  с понятиями отец и мать.  Настоящее и будущее, а также образ себя в настоящем и будущем взаимосвязаны и исходя из того, что находятся на второй позиции выбора ассоциируются с позитивным отношением к этим смыслообразующим понятиям и  с теми понятиями, которые с ними находятся в одной группе. Настоящее и будущее определяются видятся в позитивном ключе и тесно связаны с обязанностями, профессией, ребёнком и материальным благополучием, которые помимо этого еще и являются интересным занятием и увлечением. Образ себя - настоящий и будущий тесно связан с самоуважением, следованию традициям. Значимыми для Я-концепции личности являются признание, авторитет, мудрость, позитивное отношение к себе и к жизни в целом.  

Стрессовые ситуации (7-й выбор) могут быть связаны с работой и капризами.  Понятие жена (8-й выбор) тесно связано с печалью, страхом, раздражением и угрозой и относится к категории вытесняемых понятий, которые в жизни существуют, с ними приходится мириться, но не хочется о них думать.



Акт  психолого-педагогического обследования

Ивановой Юлии Алексеевны, 13.08.2015 г. р.

 

Психологическое исследование Ивановой Ю.А. проходило в отдельной комнате, в присутствии отца, Иванова А.А. Девочка сидела на руках у папы, в первые минуты проявляла интерес к новой обстановке. Вела себя спокойно, уравновешенно. Сидя на руках у отца, чувствовала себя спокойно, нежно прижималась к нему. На папино ласковое обращение (добрые слова поддержки, телесный контакт), с детской непосредственностью протягивала ручки к его лицу, подставляла щёчку для поцелуя. Состояние ребенка можно оценить как спокойное, умиротворенное, заинтересованное в происходящем.

После первых 5 минут адаптации к помещению, дальнейшая работа была направлена на установление контакта психолога с ребёнком. Поначалу, девочка реагировала настороженно, но с интересом, что является нормой для детей с нормальным уровнем интеллектуального развития и благоприятным психологическим состоянием для данного возраста.  После одобрительных фраз со стороны папы стала проявлять интерес к психологу, реагировать на предложения поиграть. В течении первых 5-ти минут контакт был установлен, ребёнок активно реагировал на предложенные в игровой форме задания, что позволило продолжить дальнейшее обследование, направленное на изучение индивидуально-психологических особенностей и их соответствие возрастной норме.

Ребенку был предложен ряд заданий, оценивающий уровень познавательных способностей (восприятие, мышление, память, моторика, речь) и уровень социального развития и социальной адаптации. Протокол обследования ребёнка представлен в таблице 2.  По результатам диагностики установлен интеллектуальный уровень развития соответствует норме. В эмоциональном плане преобладает позитивный эмоциональный фон, с отцом отмечается эмоциональная привязанность, проявляющаяся в поведенческих реакциях и в наблюдаемом предметном общении, ситуативном общении и эмоциональном общении.  Поощрение и одобрение вызывают радостную, окрашенную положительными эмоциями реакцию.

Протокол обследования ребёнка

Таблица 2

Слуховое и зрительное восприятие

Выбирает названный предмет из двух по просьбе взрослого

Произносит звуки с определенной интонацией

Практическое ориентирование на величину предмета

 

+++

+++

+++

Развитие зрения и интеллекта и крупной моторики

Вставляет в круглую прорезь круглый вкладыш

Одевает кольца на пирамидку

Собирает матрёшку (двухсоставная)

 

+++

++

+

Исследование памяти

Найти один из пропавших предметов

 

+++

Речь

Использует отдельные слова,

может составить двусложное предложение

Активно использует экспрессивно - мимические ( жесты, взгляд, улыбка) и предметно-действенные средства общения.

 

+++

++

Социальное развитие

Поведение и эмоционально-волевая сфера: проявляет интерес к заданиям, интерес к результату своей деятельности, на фоне интереса выражена познавательная активность, при неудачах не проявляет признаков агрессии. Преобладающий фон настроения (на момент обследования) - устойчиво спокойный, процессы торможения и возбуждения сбалансированы.

Особенности характера: можно отметить улыбчивость, уравновешенность, спокойствие.

Навыки в быту: самостоятельно ест ложкой, пьёт из чашки.  Контроль физиологических  навыков в стадии формирования.

Заключение: Развитие ребенка  находится в пределах возрастной нормы.

+++- выполняет самостоятельно;

++ - выполняет самостоятельно после обучения;

+   - выполняет с помощью взрослого;

--   - не может выполнить задание.

 

Из беседы с папой девочка характеризуется как жизнерадостная. Режим дня соответствует потребностям возраста. Любимое занятие - рассматривать картинки в книжках, слушать как их читают. Любит музыку, танцевальные движения, прогулки на свежем воздухе. Засыпает и просыпается без особенностей, без капризов, сон спокойный, полноценный (ночной 10 часов  и дневной 2 часа). Русский язык девочка практически не понимает, всё вербальное общение строилось через перевод. Не вербально ребёнок проявляет адекватные реакции в общении с незнакомым взрослым ( психологом), активно использует жесты и мимику.

Для определения привязанности ребенка к отцу была проведена процедура диагностики привязанности по методу Карла Хайнц Бриш. "Оценка качества привязанности младенцев и детей второго и третьего года жизни".

Для этого отца попросили удалиться из помещения и ребенок остался один на один с психологом, незнакомым для него человеком. Расставание необходимо для того, чтобы активировать систему привязанности ребёнка. Из наблюдений за ребёнком, можно отметить, что она сталась неподвижно стоять в помещении, постоянно смотрела на дверь, в которую вышел её отец, на предложение поиграть с психологом уже не реагировала. Плача не было, но визуально можно было отметить напряженность и готовность расплакаться. После было предложено войти в помещение постороннему человеку, которого ребёнок не знает. В момент, когда он входил на лице ребёнка можно было увидеть радостное оживление, быстро сменившееся разочарованием и непониманием ситуации. Когда в помещение вновь вошел папа, можно было увидеть у ребёнка, выраженную радость.  Исходя из этого можно говорить о том, что у ребенка есть эмоциональная привязанность к отцу и вместе с тем отмечается умеренный уровень тревожности, что свидетельствует о позитивном видении жизни.

По результатам комплексного психологического исследования с использованием диагностических методик можно говорить о том, что все полученные данные путем наблюдения, психодиагностики и в результате беседы широко раскрывают их личностные особенности, стили воспитания и приоритетные ценности. Данные, полученные разными методами, конгруэнтны, не противоречат друг другу,  что даёт возможность считать их  в высокой степени достоверными, что позволяет дать ответы на поставленные перед экспертом вопросы.

 

Ответы на вопросы:

Вопрос 1. Каковы индивидуально-психологические и психические особенности несовершеннолетней Ивановой Ю.А.? Соответствует ли развитие ребёнка своему возрасту?

Ответ 1: Развитие ребёнка соответствует возрасту по всем оцениваемым возрастным критериям. В эмоциональном плане преобладает позитивный эмоциональный фон, в поведенческих реакциях и в наблюдаемом предметном общении отмечается яркая заинтересованность в происходящем и активность в деятельности.  Поощрение и одобрение вызывают радостную, окрашенную положительными эмоциями реакцию.

 

Вопрос 2. Каковы индивидуально-психологические особенности матери ребёнка Ивановой А.С. и отца ребенка – Иванова А.А..?

Ответ 2:

- индивидуально-психологические особенности матери Ивановой А.С. характеризуются   склонностью в поведении проявлять спокойствие и уверенность, отмечается эмоциональная зрелость и устойчивость. Достаточно реалистична в отношении к жизни, постоянна в своих планах и привязанностях. Способна управлять своими эмоциями и настроениями, находить им адекватное объяснение и реалистичное выражение. Склонна уважать себя. В самооценке присутствуют такие характеристики как социабельность, способность к сотрудничеству, практичность, энтузиазм, естественность и уравновешенность, предприимчивость и смелость, доверчивость и самоуверенность, отзывчивость, разумность. Отмечается зрелость и целостность ценностных установок. Присутствует глубокое понимание чувства ответственности за близких. Выражено стремление к признанию и уважению, к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми. Высокая значимость всех аспектов человеческих взаимоотношений, сильная убежденность в том, что самое ценное в жизни - это возможность общаться и взаимодействовать с другими людьми. Выраженное стремление к самосовершенствованию.  Отмечается высокая значимость профессиональной деятельности, считает, что профессиональная деятельность является основным содержанием жизни человека. Высокая значимость всего того, что связано с жизнью семьи. Высокая значимость определенной структуры взаимоотношений в семье. Характерно стремление к тому, чтобы каждый член семьи занимал какую-либо социальную позицию и выполнял строго определенные функции.

- индивидуально-психологические особенности отца Иванова А.А. выражаются в высокой саморегуляции, нервно-психической устойчивости, хорошо развитых навыках делового общения, высокой  эмоциональной привязанности к ребёнку. Выявлена уверенность в себе, высокая энергетика и общий конкурентный потенциал. Свойственно спокойное проявление своих чувств. Уровень агрессивности оценивается как низкий, обладает честолюбием. Отмечается активная тенденция к самореализации, адаптивности, не имеет проблем в общении, способен рационально решать конфликты. Адаптивен, свойственно действовать адекватно ситуации. Умеет ориентироваться как в быстро меняющихся ситуациях, так и там, где требуется кропотливая работа. В семейных отношениях большое значение придается общности интересов, потребностей, ценностных ориентаций, способов времяпрепровождения с партнером по браку. Высоко выражены как уровень притязания так и уровень ожидания в родительско-воспитательной сфере, т.е. родительство является основной ценностью, концентрирующей вокруг себя жизнь семьи.  Отмечается высокая значимость взаимной моральной и эмоциональной поддержки, ориентация на брак как среду, способствующую психологической разрядке и стабилизации.

Вопрос 3. Каков характер взаимоотношений Ивановой Ю.А.с отцом Ивановым А.А. и матерью Ивановой А.С., есть ли между ними эмоциональный контакт?

Ответ 3: Иванова Ю.А. испытывает эмоциональную привязанность к отцу, что в данном исследовании доказано методом наблюдения и эксперимента. Отец испытывает по отношению к ребёнку нежные, любящие отцовские чувства, ребёнка считает смыслом своей жизни.

Оценить отношение дочери к матери не представилось возможным, в связи с тем, что организовать их встречу не удалось по независящим от эксперта причинам.

Иванова А.С., как можно было установить в ходе исследования, испытывает по отношению к дочери материнскую любовь и привязанность. Разлука с ребёнком дестабилизирует её эмоциональное состояние.

Вопрос 4. Какова привязанность несовершеннолетней Ивановой Ю.А. к каждому из родителей?

Ответ 4: Несовершеннолетняя Иванова Ю.А. испытывает эмоциональную привязанность к отцу, доверяет ему, в незнакомой обстановке и ситуации ищет у него поддержки и одобрения. Видя его положительное отношение психологически успокаивается. В его отсутствие начинает нервничать, испытывает психологическое напряжение, при его появлении вновь успокаивается.

Оценить эмоциональную привязанность дочери к матери не представилось возможным, в связи с тем, что организовать их встречу не удалось по независящим от эксперта причинам

Вопрос 5. Имеются ли признаки негативного формирования одним родителем негативного образа другого родителя?

Ответ 5. В ходе проведенного исследования выявить признаков, свидетельствующих о формировании одним из родителей негативного образа другого родителя не удалось. Оба родителя понимают значение каждого из них в жизни и развитии ребёнка, объективно оценивают значение друг друга в процессе воспитания и ни один из них не исключает возможности участия другого в общении с дочерью.  Оба родителя в ходе психологической беседы лично говорили о том, что в воспитании ребенка должны принимать участие оба родителя.

 

Вопрос 6. Психологический климат, стили воспитания в семье отца или матери наиболее благоприятны для физического и психологического развития ребенка?

Ответ 6: Психологический климат и стили воспитания матери невозможно оценить фактически, т.к. последний раз, когда она видела дочь, ей было 9 месяцев, и с того момента прошло достаточно времени, но на основании проведенного исследования можно сделать прогностические предположения:

- учитывая длительный период разлуки и возраст ребёнка для восстановления отношений и формирования эмоциональной привязанности потребуется время, а внезапный переезд может оказаться для дочери стрессом с негативной тенденцией для дальнейшего развития.

Психологический климат и стили воспитания в семье отца по факту оценивается как благоприятный,  полностью удовлетворяет потребности ребёнка в физическом и психологическом развитии. Ребёнок чувствует себя хорошо, развивается в интеллектуальном и психоэмоциональном плане в соответствии с возрастом.